Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Мы и мир: придание Вместе с тем понятно, что действительно за- осмысленности трагивающие нас значения и смыслы не могут нашему г „ существованию находиться в пространстве нашей жизни, понимаемой содержательным образом: они в ней не содержатся3. Как говорит поэт, нам нужно понять «пространства внутренний избыток»4. Смысл в жизнь и мир вносит именно человек, поэтому-то он и отвечает за такое «внесение». Особо здесь выделим то, что человек, конечно, мо­ жет не замечать мир, и в этом случае для мира такой человек под вопросом; он под вопросом как нечто существенное, ибо конститутивный момент его существования отсутствует или, по меньшей мере, ограничен. Со стороны мира этот человек предстает как «шизофренник», «юродивый», «ненормальный». Обратим внимание на то, что хотя бы и в таких оценках, но че­ ловек здесь отнесен к миру, ведь даже если он получает пусть и отрицательное отношение со стороны мира, то это все же отношение. Человек получает убежище в знаке, которым ему выделено место и время в мире, пусть даже и на их периферии. Разумеется, в таком случае мы сталкиваемся с утрудненным синтаксисом существования человека в мире, но все-таки с не­ ким смоделированным и технически выверенным устройст­ вом. Дело даже не в том, что пребывание человека в таких, близких к нулю во взаимоотношениях с миром, областях мо­ жет сильно досаждать человеку, напротив, он может чувство­ вать себя достаточно уютно, дело в другом — в том, что без на­ личия таких «областей» и «устройств» человеку не выжить. Каждый раз неозначенностъ и неосмысленностъ мира, в лю­ бом его проявлении, заставляет нас напрягаться и создавать не­ кие сопряжения, перпендикулярные и в этом смысле альтерна­ тивные его течению (протеканию). Если бы так не происходи- 3О трансцендентальном характере смысла и специфичности деятель­ ности смыслополагания сказано к сегодняшнему дню немало. Изби­ рательно отошлем читателя к некоторым, наиболее значимым для нас произведениям. См.: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М., 1994. С. 70; Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: (Психологи­ ческая топология пути). М., 1995. С. 165; Сергеев А. М. Россия и мир (культура — философия — метафизика). Петрозаводск, 1997. С. 9, 66 и др. 4 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. М., 1990. С. 202. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz