Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 93 Ограничение речевой деятельности всегда связано с волевым отказом. Акт воли, связанный с умолканием и принятием для себя возможности молчания, приводит нас к себе. Таким образом, значе­ ние молчания ощутимо именно на фоне речи. Основательность и глубину речи собеседника замечаешь сразу: такая речь ориентирует не на скольжение по пути перебора ускольз­ ающих от нас значений, но на наш внутренний мир. Захватывающая нас речь оказывается связанной с нами одним тематическим измере­ нием, поэтому-то мы и реагируем на ее глубину и притягательную си­ лу. Речь собеседника становится созвучной нашей внутренней речи: они развиваются в одном направлении, связаны с одним аспектом сущего. Подчеркивая и помечая совмещенности речи собеседника с нашей внутренней речью, мы обычно как-то фиксируем данное поло­ жение дел. Обычно это осуществляется путем введения в нашу жизнь частиц, помечающих и маркирующих такое внутреннее тождество. Захватывающая нас речь тяжела и неспешна: она нас утяжеляет и углубляет, тогда как трескучая речь быстра и мелка. Если течение и темп речи изменяются посредством введения в нее того, что к ней прямого отношения не имеет, то тема разговора перестает совпадать с тематическим полем нашей мысли, и разговор затухает. Размышляя, мы пробуем на прочность различные фразы, как бы проверяя их на предмет того, удержат ли они нашу мысль и нас вместе с нею. Втягиваясь и встраиваясь в дело строения фразы, мы не­ избежно занимаем по отношению к говоримому положение внешне­ го наблюдателя. В неспешности речи, обеспечивающей и придающей ей глубину, нам важен подбор слова. Мы понимаем, что от этого за­ висит, уступим ли мы собственному непониманию и потому останем­ ся ли внутри своей темноты или все-таки выстоим и вытащим себя на свет Божий. Нам важно, чтобы наше слово по возможности наиболее полно вмещало бы в себя наше присутствие и давало бы присутствию возможность раскрыть себя. Проверкой удачности выбранной нами фразы становится как раз не соответствие ее безличным языковым стандартам, с которыми мы, вроде бы, должны считаться, но, на­ против, способность фразы вместить в себя порыв захватившего нас настроения и терзающий нас смысл. И если это происходит и фраза строится легко, то от такой гармонии испытываешь радость. Радость - она от встречи с целым. Даже тогда, когда мы, вроде бы, радуемся сугубо своим победам, которые «со стороны» предстают

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz