Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

92 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ бляет положение человека. Вот почему разговор о том, о чем человек обычно склонен умалчивать, важен и нужен. Для того чтобы содержание умалчиваемого как-то интегрирова­ лось в русло сложившихся коммуникаций человека с самим собой и с окружающим его миром без душевных срывов, необходимы условия. Фактически речь идет об организации возможностей по приданию умалчиваемому содержанию аналитической формы рассмотрения. Присутствуя в себе, мы стремимся не говорить. Коммуникатив­ ная функция языка сильна при попадании в себя, однако если это уже произошло, то человек склонен входить в интенсивное молча­ ние. Беззвучие фиксирует осуществление коммуникации человека с самим собой, и то, что теперь уже он собрал себя. Львиная доля споров и выяснений отношений, как и боль­ шинство скандалов, возникает под напором устремлений человека отстоять значимость своей величины именно в процессе разговора. Ему бы помолчать, сосредоточившись в себе, а он стремительно на­ чинает втягиваться в эпицентр языкового обмена, который к тому же утрачивает свою основательность из-за набора скорости своего про­ текания. Наш внутренний мир побуждает к поиску таких словесных кон­ струкций, которые были бы внутренне органичны нам, однако, ввиду быстроты языковой полемики, они вряд ли могут удовлетворить на­ шего собеседника. Обоюдное обретение себя участниками разговора достигается на общей, т.е. ничейной территории языка, но для этого необходимо обратиться к задержке речевых потоков и найти в себе силы на это. Так что без молчания здесь не обойтись. Вот в ссорах, атрибутом которых является обвал слов, мы и заходимся от бесси­ лия. Хорошо известно утверждение «Сказать можно все, что угод­ но». Речь может преодолевать на своем пути многие препятствия. Та­ кая открытость речи обнажает проблему, а есть ли на ее пути преде­ лы, устанавливаемые самим говорящим? Любой втянутый в разговор человек знает, что после «обильного» и беспрестанного говорения он чувствует свое опустошение и досаду на то, что его существо ока­ залось захваченным речью и, будучи отчужденным от себя, погрузи­ лось в неестественное ему состояние. Он сталкивается с опустошени­ ем себя в такой речи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz