Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
92 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ бляет положение человека. Вот почему разговор о том, о чем человек обычно склонен умалчивать, важен и нужен. Для того чтобы содержание умалчиваемого как-то интегрирова лось в русло сложившихся коммуникаций человека с самим собой и с окружающим его миром без душевных срывов, необходимы условия. Фактически речь идет об организации возможностей по приданию умалчиваемому содержанию аналитической формы рассмотрения. Присутствуя в себе, мы стремимся не говорить. Коммуникатив ная функция языка сильна при попадании в себя, однако если это уже произошло, то человек склонен входить в интенсивное молча ние. Беззвучие фиксирует осуществление коммуникации человека с самим собой, и то, что теперь уже он собрал себя. Львиная доля споров и выяснений отношений, как и боль шинство скандалов, возникает под напором устремлений человека отстоять значимость своей величины именно в процессе разговора. Ему бы помолчать, сосредоточившись в себе, а он стремительно на чинает втягиваться в эпицентр языкового обмена, который к тому же утрачивает свою основательность из-за набора скорости своего про текания. Наш внутренний мир побуждает к поиску таких словесных кон струкций, которые были бы внутренне органичны нам, однако, ввиду быстроты языковой полемики, они вряд ли могут удовлетворить на шего собеседника. Обоюдное обретение себя участниками разговора достигается на общей, т.е. ничейной территории языка, но для этого необходимо обратиться к задержке речевых потоков и найти в себе силы на это. Так что без молчания здесь не обойтись. Вот в ссорах, атрибутом которых является обвал слов, мы и заходимся от бесси лия. Хорошо известно утверждение «Сказать можно все, что угод но». Речь может преодолевать на своем пути многие препятствия. Та кая открытость речи обнажает проблему, а есть ли на ее пути преде лы, устанавливаемые самим говорящим? Любой втянутый в разговор человек знает, что после «обильного» и беспрестанного говорения он чувствует свое опустошение и досаду на то, что его существо ока залось захваченным речью и, будучи отчужденным от себя, погрузи лось в неестественное ему состояние. Он сталкивается с опустошени ем себя в такой речи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz