Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

90 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в дозированном виде, «от сих до сих». Дружба строится на основе явного преобладания тождества над различием, когда среда тож­ дества между друзьями становится субстанцией их существования, а процесс испытания дружбы на прочность связывается с умением воспроизводить сложившееся и обретенное. Вероятно, основание первенства операций отождествления свя­ зано с потребностью человека избавиться, насколько это возможно, от различий и коллизий между отдельными сторонами и не связанными между собой «кусками» его жизни. Ради преодоления положения дел, согласно которому существо нашей жизни оказывается расколотым на множество разных составляющих, каждая из которых выступает в ка­ честве обособленного от всех и вся удела. И мы идем на принесение особенного в жертву путем введения в нашу жизнь схематической кон­ струкции, способной, как нам кажется, сгруппировать не понятые нами случаи своей жизни. Главное в этом случае - не быть ввергнутым в ис­ кус восприятия себя только исключительно внутри схемы. Стоит особо обратить внимание на то, что в мысли человек всегда находится один на один с собой. Возникая, феномен дружбы накладывает мощное ограничение на мышление. Мыслящий же по преимуществу ведет жизнь одиночки. Вверить себя одиночеству, а значит - предоставить себя различению - вот первоначальное требо­ вание мысли. В мышлении друзей нет и быть не может. Важен еще один аспект темы, связанный с трудностью верифи­ кации феноменов, которые конституируют поле нашей жизни. Слож­ ность их проверки, как и редукции их к строго очерченному, объек­ тивному знанию, становится основанием для того, чтобы наша жизнь вверялась таким феноменам, явно превышающим лимиты нашего су­ ществования. Им мы чуть ли не с радостью отдаем свои силы: терри­ тория и время нашего существования легко становятся подвластными таким феноменам. Практически в любом состоявшемся сообществе существенна роль иррациональных практик. Таковыми являются не только обря­ довые и ритуальные действия, но и, к примеру, ритуальные «игры» любовников. При всей кажущейся нецелесообразности иррациональ­ ных актов, они важны для человека: мы себя вне их не мыслим, ввиду того, что мы принципиально не можем связать смысл своей жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz