Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

88 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Каждый испытывал силу растворения своей целостности в по­ токе психических реакций, которые он с собой - в силу разных обстоя­ тельств-соотнести и отождествить никак не может. «Независимость» некоторых наших чувств от нас очевидна: именно в такой перспективе понимания развивается наша жизнь в ситуации антропологического «провала» под напором физиологического натиска. Важно другое. Независимое течение наших ощущений организу­ ет нашу жизнь именно без нашего - в ней - участия. Справиться с этим возможно, прибегая к устроению психической стороны нашего суще­ ствования, когда, организуя чувства посредством формы, вводимой со­ знанием, мы начинаем обретать свою жизнь. Сознание обеспечивает нам сугубо «нашу» среду жизни, связанную с «нашей» причинной обу­ словленностью, с «нашим» жизненным пространством и с «нашим» жизненным временем. Обеспечивает «имение» нами своей жизни. Фактически речь идет одоминанте нашего присутствия в себе и сво­ ем чувстве, когда присутствие «переводит» это чувство из «ничейного» и «чужого» в «наше» и «свое». Чувство утрачивает естественную «независи­ мость» своего протекания. А человек, внутри которого происходит такой - сущностный - переворот, способен подчинить свою природу и физиоло­ гию тому, что оказывается способным организовать чувство, т.е. мысли. Вводя в область чувств мыслительную форму, мы «выправляем» их спон­ танное течение и придаем направление их осознанному восприятию. Совершение акта различения сегодня, видимо, более пробле­ матично, по сравнению с осуществлением акта тождества. Различая, мы уточняем себя, тогда как в тождестве мы продляем субстанцию нашего Я, чем, по существу, оказываемся втянутыми в дело субстан- циализации духов. Духи «поселяются» там и тогда, где и когда нас нет в настоящем. Именно отождествляя себя с прошедшим или будущим, мы утрачиваем способность различать свое и чужое. В этом случае у нас атрофируется способность проблематизировать свой взгляд. Обратим также внимание на то, что употребляемые нами слова и словосочетания устраивают нас до тех пор, пока нам все относительно понятно. Вместе с проблемами появляется «текучесть» слов и возникает потребность более точного словоупотребления. В проблематичных си­ туациях мы не может не отдавать себе отчет в том, что любое слово, каким бы значительным оно нам ранее - до проблематизации текущего положения дел, которое сложилось, - не казалось, является неполным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz