Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 87 необходимости перехода от одного состояния к другому, то надо осо­ знать, что такой переход может осуществляться не прямо, а только через разрыв. Этот разрыв в психике непосредственно связан с актом понимания. Разумея, я прерываю одно психологическое состояние и сосредоточиваюсь на нейтральной - в психическом отношении - тер­ ритории, а именно в акте разума. Напротив, если я не разумен, то каждое из психических состояний живет самостоятельной жизнью, захватывая все мое существо, когда пределов и лимитов этого со­ стояния я не знаю и узнать не могу. Латинское «ratio» несет в себе значение установления «соответствий», «пропорций» и «границ». Таким образом, разумное, т.е. то, что пронизано разумом и со­ стоялось в разумном отношении, одномоментно и нейтрально, и кра­ сиво. И потому слова Владимира Высоцкого о том, что «на нейтраль­ ной полосе цветы необычайной красоты», обретают дополнительный смысловой оттенок. Сознание все время стремится к оправданию существования: человек постоянно намеревается объяснять происходящее и описы­ вать его с позиций своего предстояния всему и вся, не доверяя само- стоянию жизни, включая развитие себя. В нашей психической жизни всегда сказывается действие орга­ низующих латентных центров, которые группируют отдельные содер­ жания, придавая им характер направленного потока. До поры до вре­ мени действие таких заданных в своей ориентации течений скрыто от самого человека. Собственно вся психическая жизнь есть поток, тогда как в некоторой стабилизируемости и стабильности этого потока нуж­ даемся именно мы, силясь осознать свое поведение. Если этого не случается, мы не можем иметь психический опыт, не подвергнувший­ ся испытанию логикой и ставший ввиду этого «психологичным». Фактически речь идет либо о нашей способности установления тождества с собой, находящимся в динамике, либо о такой неспособ­ ности. Практика достижения подобных тождеств выражается в совер­ шении действий идентификации и поддержании достигнутой на этом поприще идентичности. Тождество возможно потому, что оно строит­ ся на основе направленности отдельных психических актов. Причем чрезвычайно важно, чтобы такая «направленность» была именно на­ шей, а не чужой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz