Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 5 Есть еще один важный момент, вероятно, требующий объяснения. Осваиваясь в научном сообществе профессионалов, каждый исследователь со временем выделяет свой путь, связанный с особым аспектом рассмотре­ ния изучаемой проблемы. В «Ключах» отчасти реализуется авторская по­ пытка поиска такого языка говорения о философских проблемах, который был бы по возможности максимально приближен к языку разговорному. Не­ трудно заметить, что, помимо внутренних проблем строения, сложность философского языка также обусловлена иноземными рецепциями лексики, не сопоставимыми со сложившимся отечественным языковым простран­ ством напрямую. Проблема обретения русского философского языка дале­ ка от окончательного разрешения. И в призме такого рассмотрения, воз­ можно, стоит воспринимать текст данной книги. В ситуации озабоченного отношения к русскому языку мотивиро­ ванным становится обращение к русскому миру и законам его строения. Здесь отчасти продолжают развиваться некоторые темы, привлекав­ шие авторское внимание ранее2. При чтении рукописи самому автору видны влияния разных текстов: книг Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Владимира Бибихина, Мартина Хайдеггера, Жиля Делёза, не говоря уже о работах Рене Декарта и Иммануила Канта. Понятно ли этс читателю - другой вопрос. Возможно, что это и не так значимо, ведь вся наша жизнь, и тем более жизнь мысли­ тельная, есть сплетение и сопряжение разного в узлы своей; именно своей жизни. Иногда это не понятно нам самим. Речь, конечно, идет не о плагиа­ те. В ситуации совпадения мыслей как знака гармонии и, может быть, даже единства (изредка бывает и такое) возникает радость, дающая нам опору в нелегкой жизни, которая всегда трудна, если мы стремимся быть людьми. Радость - она всегда от сохранения связи с целым, когда мы оказываемся способными отойти от подавления и захвата нас разным. Еще очень важна речь. Важен философский разговор. Каждая та­ кая удачная попытка состоятельной философской речи ценна не менее, чем золото: в потоках ничем не обеспеченных слов, за которыми нет ни глубины, ни внутреннего объема, негромкое философское слово сегодня почти не слышно. Устное философское слово в выступлениях Мартина Хайдеггера в Германии, Жака Лакана и Мишеля Фуко во Франции, Людвига Витгенштейна в Англии, Мераба Мамардашвили в России выявило скры­ тые и дремавшие, было, смыслы к бытию. Последствия оказались оше­ ломляющими: мысль отрезонировала в сознании многих людей, как про­ фессионалов, так и нет, порождая иное зрение и иное восприятие. Фило­ софия, чье место пребывания в последние исторические времена было ограничено поселениями университетов, получила возможность попасть манск, 2007; Он же. «Королевское место»: (зримое, проблема его дополнения и восполнения) // Ученые за­ писки ПетрГУ. Общественные и гуманитарные науки. - Петрозаводск, 2008. - 1 (91); Он же. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения (The Border Phenomenon: Ways of Its Understanding - Cognizance - Investigation): Сб. н аучных статей: Материалы международного семинара. - Мурманск: МГПУ, 2009. 2 См.: Сергеев А. М. Россия и мир (культура - философия - метафизика). - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1997; Он же. Философия Чаадаева: (Излом очевидного). - Петрозаводск: Изд- во Петрозаводского университета, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz