Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 5 Есть еще один важный момент, вероятно, требующий объяснения. Осваиваясь в научном сообществе профессионалов, каждый исследователь со временем выделяет свой путь, связанный с особым аспектом рассмотре ния изучаемой проблемы. В «Ключах» отчасти реализуется авторская по пытка поиска такого языка говорения о философских проблемах, который был бы по возможности максимально приближен к языку разговорному. Не трудно заметить, что, помимо внутренних проблем строения, сложность философского языка также обусловлена иноземными рецепциями лексики, не сопоставимыми со сложившимся отечественным языковым простран ством напрямую. Проблема обретения русского философского языка дале ка от окончательного разрешения. И в призме такого рассмотрения, воз можно, стоит воспринимать текст данной книги. В ситуации озабоченного отношения к русскому языку мотивиро ванным становится обращение к русскому миру и законам его строения. Здесь отчасти продолжают развиваться некоторые темы, привлекав шие авторское внимание ранее2. При чтении рукописи самому автору видны влияния разных текстов: книг Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Владимира Бибихина, Мартина Хайдеггера, Жиля Делёза, не говоря уже о работах Рене Декарта и Иммануила Канта. Понятно ли этс читателю - другой вопрос. Возможно, что это и не так значимо, ведь вся наша жизнь, и тем более жизнь мысли тельная, есть сплетение и сопряжение разного в узлы своей; именно своей жизни. Иногда это не понятно нам самим. Речь, конечно, идет не о плагиа те. В ситуации совпадения мыслей как знака гармонии и, может быть, даже единства (изредка бывает и такое) возникает радость, дающая нам опору в нелегкой жизни, которая всегда трудна, если мы стремимся быть людьми. Радость - она всегда от сохранения связи с целым, когда мы оказываемся способными отойти от подавления и захвата нас разным. Еще очень важна речь. Важен философский разговор. Каждая та кая удачная попытка состоятельной философской речи ценна не менее, чем золото: в потоках ничем не обеспеченных слов, за которыми нет ни глубины, ни внутреннего объема, негромкое философское слово сегодня почти не слышно. Устное философское слово в выступлениях Мартина Хайдеггера в Германии, Жака Лакана и Мишеля Фуко во Франции, Людвига Витгенштейна в Англии, Мераба Мамардашвили в России выявило скры тые и дремавшие, было, смыслы к бытию. Последствия оказались оше ломляющими: мысль отрезонировала в сознании многих людей, как про фессионалов, так и нет, порождая иное зрение и иное восприятие. Фило софия, чье место пребывания в последние исторические времена было ограничено поселениями университетов, получила возможность попасть манск, 2007; Он же. «Королевское место»: (зримое, проблема его дополнения и восполнения) // Ученые за писки ПетрГУ. Общественные и гуманитарные науки. - Петрозаводск, 2008. - 1 (91); Он же. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения (The Border Phenomenon: Ways of Its Understanding - Cognizance - Investigation): Сб. н аучных статей: Материалы международного семинара. - Мурманск: МГПУ, 2009. 2 См.: Сергеев А. М. Россия и мир (культура - философия - метафизика). - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1997; Он же. Философия Чаадаева: (Излом очевидного). - Петрозаводск: Изд- во Петрозаводского университета, 2000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz