Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 85 диссонанс. Одним из средств ослабления указанной дисгармонии служит практика формирования текстов, способных отделить особен­ ное от всего остального и особо пометить его. Именно благодаря текстам жизни, «очищенным» от хроноло­ гии, географии и этнографии, явлениям нашей жизни придается ха­ рактер события - события реальности. Реальность - она всегда твоя и ничья больше, ибо устанавли­ вается она в мыслительной проекции по отношению к действитель­ ности путем ее «очищения» от ситуативных и потому случайных со­ держаний. Без текстов мы не сможем вынести реальность, как и не сможем поделиться ею с кем-либо. Наши страдания связаны с пере­ живанием такой невыносимости. Мы часто хотим, чтобы на нас смотрели нашими, именно наши­ ми глазами, но это невозможно. Невозможно потому, что наши глаза при нас, тогда как у любого другого всегда свои и только свои глаза. Особенность языка, выражающаяся в перманентном словообразо­ вании, непривычных артикуляциях, частом употреблении полисемантич­ ных конструкций, что приводит к смещению значений, направлена на то, чтобы приостановить и прервать заданно-направленное движение мысли слушателя или читателя, понуждая ее к смещению в иную плоскость. Бла­ годаря разнонаправленное™ мышления образуется избыток понимания по отношению к услышанному или прочитанному. Таковы первые фило­ софские тексты, «строящиеся» из материала нефилософского языка. Человек нуждается в ориентации своего мышления: он силится понять направление, которое могло бы сочетать отдельные мысли­ тельные усилия и оправдать образующиеся мыслительные ансамбли. Развернуться к себе и осознать ориентир своего мышления помогает введение в мыслительную работу совершенно иного, лучше даже - не­ привычного текста, который теперь уже, когда этот текст есть, способен придать разному иное единое звучание. Одним из таких примеров яв­ ляется удачное семинарское занятие в университетской аудитории. Свобода в России оборачивается свободой говорения, причем под свободой говорения понимают, как правило, свободу слова. Но может ли считаться «я ему (ей, им) так сказал!» свободой слова?!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz