Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

84 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ мы начинаем понимать, что любая реальность образуется в измерении ее концептуального видения. Существование реальности поддерживает­ ся в нашем мышлении только благодаря опоре на некие концепты. То, что мы связываем с реальностью, предстает в качестве дей­ ствительности, освобожденной от хронологической последователь­ ности и локального месторасположения. Она есть вне каких-либо ограничений, накладываемых нами, исходя из специфики нашего существования, и непременно несет в себе черты проработанности мышлением. Для поддержания реальности в параметрах нашего взо­ ра и, тем более, для введения ее в состав нашей жизни необходимо некое дополнительное устройство. Такими устройствами являются тексты нашей жизни, выстраиваемые с участием нашего мышления, когда мысль закрепляется путем ее «встраивания» в основания на­ шего существования, включая наше тело и лицо, язык и речь, а также все то, что входит в округу нашего обитания. Если говорить всерьез, умение жить связано со способностью по­ нимать законы своей жизни, а значит - с осознанием определенной ритмики ее течения. «Порыв», «эпизод» и «случай» должны смениться «принципом», иначе суть жизни не вырвать из плена обстоятельств. Разумеется, уметь увидеть в каждом частном случае закон труд­ но. Но можно попытаться подставить под этот случай некий текст. Лучше -текст, идущий от тебя самого. Такой артефакт отчленит и обо­ собит одно от другого, высвободив место, «по жизни» занятое тече­ нием разного, целому. Вот в это-то - свое и наше - место мира мы и можем поместиться, располагаясь в континууме мира, тогда как «по жизни» все места всегда уже заняты, а нас никто и ничто не ждет. Даже текст анекдота, подставленный «под» какой-то случай, способен индуцировать наше понимание. Похоже, что распростра­ ненность формы анекдота в отечественном обществе отчасти ком­ пенсирует неумение человека создавать именно свои тексты для по­ нимания именно своей жизни. Поскольку для нас не выделено никакого особого места, то слу­ чающееся с нами можно легко объяснить путем сведения к тому, что к нам никакого отношения не имеет. Появление текста, через кото­ рый мы способны связать «случай» с собой, и этим освободить место в мире именно для себя, вносит в устоявшееся положение дел некий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz