Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

82 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ непроизвольным актам мышления; в частности, к непроизвольным актам воспоминания, когда не хочешь помнить, но помнишь. Заме­ тим, что, реализуясь, само объяснение чего-либо ставит, пусть и вре­ менно, но точку на осмыслении этого нечто. Если мы воспользуемся оппозицией души и тела в ее модифици­ рованном Декартом виде с введением res cogitans и res extensa, то со­ держательное измерение жизни будет совпадать с опытом тела, тогда как измерение принципов и законов - с опытом души. Точнее говоря, содержания выражают опыт пребывания тела в душе, а принципы отра­ жают опыт присутствия души в теле. Другими словами, мы сталкиваемся с двумя разными типами опыта: опытом «несения» телом переживаний души, связанных с психическими муками, озарениями и достижениями, и опытом целостности нашего телесного состояния в душе. Внутреннее предпочтение человека, связанное с тем, чему именно он отдает предпочтение - душе или телу, задает преиму­ щественную интерпретацию текста его жизни либо в качестве «про­ чтения» ее законов, либо как «прочтение» ее содержаний. Однако и в том, и в другом случае мы отвечаем за свой выбор, связывая его либо с тяжестью понимания, которую мы стремимся вынести и все- таки как-то выносим, хотя это часто воспринимается нами как «горе от ума», либо погружаемся в неразумность своего существования с обострением внимания к области своих телесных ощущений, но уже без «головной боли» и «загруженности сознания». Между тем отсут­ ствие или эпизодичность появления одного из таких типов опыта су­ щественно определяет каждую отдельную судьбу. Явный недостаток опыта души или опыта тела провоцирует но­ стальгию, которую эпизодически или периодически, но переживает любой из нас. По преимуществу увязшая в жизненных ситуациях душа уподобляется телу, однако нет-нет, но и заставляет человека обратить на себя внимание. Также и переживание отсутствия у человека конкретного телесного опыта может нанести ему серьезную жизненную рану. Каждый из нас хотя бы иногда попадает в ситуации, когда с тру­ дом выносит себя, а то и вовсе не может вынести. Чтобы вынести се­ бя, нужна, во-первых, сила, а во-вторых, опора и основание для реа­ лизации этой силы. Если этого нет, то мы бросаем себя на что угодно, и тогда мир нам не мил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz