Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
82 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ непроизвольным актам мышления; в частности, к непроизвольным актам воспоминания, когда не хочешь помнить, но помнишь. Заме тим, что, реализуясь, само объяснение чего-либо ставит, пусть и вре менно, но точку на осмыслении этого нечто. Если мы воспользуемся оппозицией души и тела в ее модифици рованном Декартом виде с введением res cogitans и res extensa, то со держательное измерение жизни будет совпадать с опытом тела, тогда как измерение принципов и законов - с опытом души. Точнее говоря, содержания выражают опыт пребывания тела в душе, а принципы отра жают опыт присутствия души в теле. Другими словами, мы сталкиваемся с двумя разными типами опыта: опытом «несения» телом переживаний души, связанных с психическими муками, озарениями и достижениями, и опытом целостности нашего телесного состояния в душе. Внутреннее предпочтение человека, связанное с тем, чему именно он отдает предпочтение - душе или телу, задает преиму щественную интерпретацию текста его жизни либо в качестве «про чтения» ее законов, либо как «прочтение» ее содержаний. Однако и в том, и в другом случае мы отвечаем за свой выбор, связывая его либо с тяжестью понимания, которую мы стремимся вынести и все- таки как-то выносим, хотя это часто воспринимается нами как «горе от ума», либо погружаемся в неразумность своего существования с обострением внимания к области своих телесных ощущений, но уже без «головной боли» и «загруженности сознания». Между тем отсут ствие или эпизодичность появления одного из таких типов опыта су щественно определяет каждую отдельную судьбу. Явный недостаток опыта души или опыта тела провоцирует но стальгию, которую эпизодически или периодически, но переживает любой из нас. По преимуществу увязшая в жизненных ситуациях душа уподобляется телу, однако нет-нет, но и заставляет человека обратить на себя внимание. Также и переживание отсутствия у человека конкретного телесного опыта может нанести ему серьезную жизненную рану. Каждый из нас хотя бы иногда попадает в ситуации, когда с тру дом выносит себя, а то и вовсе не может вынести. Чтобы вынести се бя, нужна, во-первых, сила, а во-вторых, опора и основание для реа лизации этой силы. Если этого нет, то мы бросаем себя на что угодно, и тогда мир нам не мил.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz