Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

80 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ нятиях метафизики, как, впрочем, и о понятиях этики, исходя из позиций детерминистического описания. Мы способны констатировать, что полно­ та и единство присутствуют, и исходить из этого, но не в состоянии сказать, чем или кем «произведены», «обеспечиваются» и «гарантируются» эти полнота и единство, ибо не можем выйти за пределы своего существова­ ния. Сделаем вывод о том, что такое положение дел напрямую связано со способностью мышления и ею обеспечивается при условии того, что мы действительно мыслим и поэтому можем превышать пределы своего существования. Способность мышления, реализуемая в последователь­ ности пространства и времени, позволяет не только связать отдельные моменты нашего существования в некие ансамбли, проявляющие себя в единстве замысла и цели, но и «прописать» на территории существования те смыслы, которые к нему прямого отношения не имеют, внося в наше существование трансцендентальный план бытия. Практика мышления позволяет нам схватывать полноту мира в целом и всего того, что имеет к нему отношение. Такая практика формирует принципиально топологическое, но не хронологическое или территориальное отношение к миру. При таком внутреннем, или метафизическом, понимании значимо обращение к понятиям «ме­ ста», «объёма», «среды», «измерения», «континуума», «сечения», «направления», «вектора», а также к «способу рассмотрения», «пер­ спективе», «концепту», «модели», «рангу», «уровню», «аспекту». Благодаря введению таких и сопоставимых с ними понятий у нас формируется способность рассматривать жизнь в дополнительном и восполнительном отношении, за счет чего наше видение жизни явно расширяется, и потому нам теперь уже удается рассматривать конеч­ ность нашего существования в событийном ключе. Топологическое по­ нимание позволяет нам совершать смысловые перемещения из одного измерения - измерения существования - в иное измерение - измере­ ние бытия, т.е. реально осуществлять мыслительные рейды не только из теории в практику, но и обратно - из теории в метатеорию. Когда мы говорим о внутреннем, то нам явно недостаточно тех языковых возможностей, которые мы обычно используем для объек­ тивного описания. Объективность рассмотрения чего бы то ни было достигается отрицанием собственности того субъекта, который это делает. Субъективность субъекта в пределах субъектно-объектного рассмотрения принципиально не допускается, а вопросы о собствен­ ности и собственнике такого понимания не возникают. На этом осно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz