Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
80 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ нятиях метафизики, как, впрочем, и о понятиях этики, исходя из позиций детерминистического описания. Мы способны констатировать, что полно та и единство присутствуют, и исходить из этого, но не в состоянии сказать, чем или кем «произведены», «обеспечиваются» и «гарантируются» эти полнота и единство, ибо не можем выйти за пределы своего существова ния. Сделаем вывод о том, что такое положение дел напрямую связано со способностью мышления и ею обеспечивается при условии того, что мы действительно мыслим и поэтому можем превышать пределы своего существования. Способность мышления, реализуемая в последователь ности пространства и времени, позволяет не только связать отдельные моменты нашего существования в некие ансамбли, проявляющие себя в единстве замысла и цели, но и «прописать» на территории существования те смыслы, которые к нему прямого отношения не имеют, внося в наше существование трансцендентальный план бытия. Практика мышления позволяет нам схватывать полноту мира в целом и всего того, что имеет к нему отношение. Такая практика формирует принципиально топологическое, но не хронологическое или территориальное отношение к миру. При таком внутреннем, или метафизическом, понимании значимо обращение к понятиям «ме ста», «объёма», «среды», «измерения», «континуума», «сечения», «направления», «вектора», а также к «способу рассмотрения», «пер спективе», «концепту», «модели», «рангу», «уровню», «аспекту». Благодаря введению таких и сопоставимых с ними понятий у нас формируется способность рассматривать жизнь в дополнительном и восполнительном отношении, за счет чего наше видение жизни явно расширяется, и потому нам теперь уже удается рассматривать конеч ность нашего существования в событийном ключе. Топологическое по нимание позволяет нам совершать смысловые перемещения из одного измерения - измерения существования - в иное измерение - измере ние бытия, т.е. реально осуществлять мыслительные рейды не только из теории в практику, но и обратно - из теории в метатеорию. Когда мы говорим о внутреннем, то нам явно недостаточно тех языковых возможностей, которые мы обычно используем для объек тивного описания. Объективность рассмотрения чего бы то ни было достигается отрицанием собственности того субъекта, который это делает. Субъективность субъекта в пределах субъектно-объектного рассмотрения принципиально не допускается, а вопросы о собствен ности и собственнике такого понимания не возникают. На этом осно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz