Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

78 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Мы все - пользователи; пользователи того, что уже есть. И на­ ша способность придания целому конкретной направленности раз­ вития, думается, позволяет нам входить и встраиваться в мир, давая ему возможность развития. В отличие от знания, понимание не определяется по частям. По­ нимание либо есть, либо не есть. Оно возникает разом, компенсируя онтологическую неполноту и частичность нашего знания в отношении чего бы то ни было. С одной стороны, мы принципиально не можем знать всего, но можем понять свою неспособность полного познания. С другой стороны, мы способны объять своей мыслью все что угодно, ибо мыслительные формы позволяют нам связывать отдельное на основе единого. Вот поэтому, если нам удается понять что-либо, то понимаем мы все целиком и сразу. Поэтому же от знания не удается перейти к пониманию, проходя по пути постепенного его накопления, также как и не удается плавно перейти от понимания к знанию. В основе таких «переходов» лежит особое начало - усилие человека. В философии периодически совершались и совершаются одни и те же действия - действия открытия и «переоткрытия» разницы меж­ ду знанием и пониманием. То, что мы понимаем, способно предста­ вать в виде совокупности отдельных частей, т.е. способно разлагаться на отдельные элементы и составляющие. Однако сам акт понимания, в отличие от того, что понимается, на части не разлагается: он - кон­ тинуален. Скорее, правомерно говорить о месте случающегося пони­ мания и об области понимания, т.е. о топологии понимания. Именно в топологическим ключе продумывается проблематика понимания Витгенштейном, Делёзом и Мамардашвили. Значимой задачей философии является прояснение вопроса о том, на какие логические формы мы опираемся в нашем понима­ нии. Конкретный мир вычленяется конкретной логической формой, и в его топологии иного мира не встретить. Логическая возможность оставления одного мира и попадания в другой мир, связана с об­ ращением к новой форме. Мы всегда оказываемся за пределами того, «чем» и «кем» мы живем в содержательном отношении. Но тогда абсолютно ясно, что философия внутри мира не укоренена. Она - безмирна, а по отношению к содержанию нашей жизни прин­ ципиально фиктивна и предельно утопична. Также ясно, что вопрос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz