Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 77 Каждая такая модель несет в себе целое мира, которое воспроиз­ водится путем обращения к форме, так как вещественный состав модели может быть совершенно иным, в сравнении с составом того предмета или явления, которые моделируются. Модель позволяет нам связать себя с це­ лым, которое - само по себе - предшествует вещественному единству, являясь основанием для нашего взаимодействия с самой формой. Понятно, что, для того чтобы действовать, нам не нужно знать состав своего тела. Для того чтобы говорить, не нужно знать звуковой и буквенный состав слова, а для того чтобы думать, не нужно знать физиологических механизмов работы психики. Во всех этих видах де­ ятельности мы опираемся на некую целостность - целостность тела, речи и мышления, приданную нам изначально, тогда как проблема состава предстает вторичной. В действии целостность тела становится мотивированной, ибо она этимдействием направлена и задана. Также наша речь, как и наша мысль, получают некую ориентировку посредством тематики, аргументации и строения разговора или ситуации продумывания. Поэтому важно уметь включаться внутрь ориентированных движений тела, речи и мысли. Пока это происходит, мы склонны не обращать на состав се­ рьезного внимания, разве что делаем это из любопытства. К тому же состав тела, речи и мысли у каждого из нас разный. Так, например, если ставить вопрос о «правильности» произнесения звуков и «чисто­ те» нашего звучания, то большинство из нас воспроизводит именно «неправильные» звуки, а интонирование речи разных людей вообще далеко от соответствия безличной норме. Более того, как раз специ­ фичность интонации во многом определяет уникальность внешнего восприятия человека, придавая его речи некий колорит. Размышляя о составе тела, речи и мысли, мы исходим из совершен­ но разных оснований, и «окончательное» решение этого вопроса оказыва­ ется всегда отсроченным во времени. В параметрах своей жизни мы стал­ киваемся с принципиальной непознаваемостью внутреннего состава тела, речи и мысли, по крайней мере. Неопределенность внутреннего не может быть когда-либо и где-либо устранена в полной мере: скорее, она является побудительным мотивом нашей активности и каждый раз определяется нами, исходя из нашей конечности. Ввиду этого необходимо сосредото­ читься на возможности пользоваться составом своего тела, речи и мысли, а также на развитии своих способностей в этом отношении.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz