Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

76 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ * * * Сколь разнообразны ситуации отсут­ ствия ума! Даже деятельность рассудка, хотя и считается многими признаком ума, быть таковым не может. Рассудочная деятель­ ность реализуется в границах «постановки» и «поставки» нам чувственного опыта, а он у каждого свой. Ктому же рассудком не может быть охвачена целостность происходящего. По большому счету, все рассудочные акты являются конкретной реакци­ ей на конечное. Основываясь исключительно на рассудке, человек про­ махивается в том, что не включает в свою жизнь целое, считая его чем-то «пришлым», «внешним» и «чужим» и не соотнося его с собой. Рассудочный акт предстает как вполне готовый и состоявшийся «продукт», однажды натолкнувшись на который, его можно исполь­ зовать снова и снова. Причем не важно, кем - этим человеком или кем-то другим - действие рассудка было осуществлено в действи­ тельности, главное в том, что «готовую» форму рассудочного акта можно примерять к действительности повсеместно. Онтологической альтернативой рассудительности становится ориентация человека на целое, которое запредельно по отношению к любому частному. Это и есть действительно безрассудство. Добавим, что целостное понимание жизни фиксируется в опыте создания нами различных моделей и введении их в свой жизненный мир. С детских лет человек окружает себя моделями, удерживающи­ ми в своем устройстве как целостность того, моделью чего она явля­ ется, так и способ связи содержательного состава того предмета или явления, которые моделируется. Рисуя, делая что-либо из пластилина или конструируя поделки из доступных материалов, имеющихся под рукой, включая мебель и предметы обихода детской комнаты, ребенок устанавливает связь с целым своего мира. В дальнейшем мы пользуемся и существующими моделями, и строим новые, опираясь именно на способность любой модели удерживать в себе логическое тождество того, что нами мо­ делируется, т.е. формальную тождественность моделируемого. Это становится основанием для совмещения между собой различных измерений реальности, позволяя нам видеть в них некий единый план - план нашего понимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz