Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
72 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ следственных связей нашего существования. Основания нравствен ности исключительно метафизические, как, впрочем, и все самое значимое и все сугубо человеческое в нас такого же - неестествен ного - происхождения. Важно, что неестественность этики фактична; она фактически присутствует в мире. Как раз на основании ее фактич ности выстраивается целая груда всевозможных детерминаций, топо логия которых не дает увидеть главное, связанное с возможностью превышения нами границ своего существования. Наша склонность помещать понимаемое в разряд предметных образов и сводить его к картинке ясна: нам хочется не только, и даже не столько понимать, сколько иметь представление о понятом. Чело век обретает комфортность своего существования как раз за счет уме ния помещать понимание в представление, т.е. как бы погашая силу понимания посредством сведения его к уже знаемому. Понимаемое сводится к понятному, чем устраняется момент риска, ибо, случаясь, понимание способно скомкать, смять и отбросить в сторону любые основания нашего существования. Более того, комфортность связана с установлением границ нашей собственности, отличающих и обосо бляющих то, что принадлежит нам, от чужого, тогда как симптомом понимания будет как раз уход хронологических и локальных коорди нат нашего существования. Замечено, что этические суждения с трудом поддаются фальси фикации. Достаточно показательна трудность в опровержении этиче ских суждений, ведь всегда остается некий «остаток» человеческого поступка и осуществившегося акта мысли, которые никак не могут быть сведены к сложившемуся положению дел. Поэтому прямое со отношение этических характеристик с конкретными реалиями жизни всегда носит относительный характер. Сказывается наша онтологическая потребность в должном, т.е. в том, что должно быть, которая напрямую связана с введением в нашу жизнь бескомпромиссных и абсолютных-этических - величин, посред ством которых мы способны видеть, понимать и описывать существую щее в измерении должного. Долг - это иная координата нашей жизни: мы обладаем принципиальной возможностью ее понимания, что не по зволяет нам полностью и без остатка растворяться в «случае», «обстоя тельстве» и «причине». Этот «остаток» собственно и есть сосредоточе ние нашей неповторимости. «Остаток» нас. «Остаток» нашего Я.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz