Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 71 * * * Одно дело действовать морально, а другое дело - создавать условия для вос приятия и понимания ситуации в изме рении морали. Этическое понимание за мыкается именно на умопостижение про исходящего, т.е. рассмотрение отдельных событий в их целостном виде. Человек может исходить из предель ных оснований (совести, чести, достоинства) как из форм, посредством которых он воспринимает те или иные содержания. Вместе с тем в си туации выживаемости мы можем прийти к необходимости введения конкретных ограничений и запретов. Однако понятно, что такие сужде ния, суммирующие опыт нашей жизни внутри себя, сами основывают ся на неких «чистых» принципах: бессодержательные и беспричинные формы могут никак не соотноситься с культурным опытом жизни идаже идти ему наперекор. Так, совесть может противостоять совестливости, долг расходиться с должностью, а честь может не иметь ничего обще го с честностью. В основе своей такие расхождения напрямую соот носятся с принципиальным расхождением разума с разумностью, хотя все мы сталкиваемся с тем, что культурные содержания жизни обычно затмевают значение безличных форм. Безличное защищать трудно, тогда как в ситуациях отождест вления с состоявшимся опытом культуры, недостатка не бывает. Без личный характер чистых принципов может отважиться защищать тот, кто дорожит своей принадлежностью к измерению рефлексии, т.е. принадлежностью к мысли. Дело даже не в том, что мы нуждаемся в моральном регули ровании своей жизни: это как раз практически не подвергается со мнению. Дело в том, что современная мораль все больше и преиму щественнее исходит не из принципа, который стоит за ситуациями и к ним никогда и нигде не сводится в полной мере. Такая мораль понимает нрав как производную ситуаций и следствие ситуативных состояний, т.е. исходит не из этоса, а из его пафоса, чем себя искажа ет. Это - патологическая этика. Следует еще и еще раскрывать неестественность этики и не возможность ее образования, исходя из наших пафосов, страстей или чувств. Она в них не содержится, и ее не вывести из причинно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz