Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 71 * * * Одно дело действовать морально, а другое дело - создавать условия для вос­ приятия и понимания ситуации в изме­ рении морали. Этическое понимание за­ мыкается именно на умопостижение про­ исходящего, т.е. рассмотрение отдельных событий в их целостном виде. Человек может исходить из предель­ ных оснований (совести, чести, достоинства) как из форм, посредством которых он воспринимает те или иные содержания. Вместе с тем в си­ туации выживаемости мы можем прийти к необходимости введения конкретных ограничений и запретов. Однако понятно, что такие сужде­ ния, суммирующие опыт нашей жизни внутри себя, сами основывают­ ся на неких «чистых» принципах: бессодержательные и беспричинные формы могут никак не соотноситься с культурным опытом жизни идаже идти ему наперекор. Так, совесть может противостоять совестливости, долг расходиться с должностью, а честь может не иметь ничего обще­ го с честностью. В основе своей такие расхождения напрямую соот­ носятся с принципиальным расхождением разума с разумностью, хотя все мы сталкиваемся с тем, что культурные содержания жизни обычно затмевают значение безличных форм. Безличное защищать трудно, тогда как в ситуациях отождест­ вления с состоявшимся опытом культуры, недостатка не бывает. Без­ личный характер чистых принципов может отважиться защищать тот, кто дорожит своей принадлежностью к измерению рефлексии, т.е. принадлежностью к мысли. Дело даже не в том, что мы нуждаемся в моральном регули­ ровании своей жизни: это как раз практически не подвергается со­ мнению. Дело в том, что современная мораль все больше и преиму­ щественнее исходит не из принципа, который стоит за ситуациями и к ним никогда и нигде не сводится в полной мере. Такая мораль понимает нрав как производную ситуаций и следствие ситуативных состояний, т.е. исходит не из этоса, а из его пафоса, чем себя искажа­ ет. Это - патологическая этика. Следует еще и еще раскрывать неестественность этики и не­ возможность ее образования, исходя из наших пафосов, страстей или чувств. Она в них не содержится, и ее не вывести из причинно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz