Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

70 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ции служит основанием для освобождения сознания от обстоятельств и случаев. Чем абстрактнее язык, тем менее человек связан с частностями существования, а значит-способен приподниматься над ними. На стра­ же собственности стоят понятийно-терминологические аппараты кон­ кретных наук, лимитирующие конкретную территорию истолкованного. В чуткости и доверии ребенка практически к любому слову можно выделить еще одну примечательную сторону. Ребенок факти­ чески принимает положение, согласно которому любой знак тожде­ ственен любому значению. Он сталкивается с тем, что речь и язык в целом тождественны сами себе. Напротив, взрослому такого тожде­ ства не хватает: ему нужна своя собственная территория языкового бытования, возникающая посредством его непосредственных дей­ ствий, включая акты речи. Собственность нашего языка обретается за счет практики сугубо нашего истолкования. Однако такая языковая собственность не может полностью сохраняться даже у взрослых. Мы приносим в жертву свою собственную языковую среду тогда, когда перестаем выделять свою особенность, будучи захвачены не своим, что и выражаем в восклицаниях типа: «да ты что!», «не может быть!» или, на худой конец, «здорово!». Мы часто употребляем языковые построения, которые у нас «под рукой», однако обычно это не помогает. Важно осознать, что смысл объясняемого может никак не совпадать с содержанием объ­ ясняемого. И в нашем повседневном языке такой языковой конструк­ ции, которая бы выражала и содержание, и смысл в их обоюдном единстве, может и не найтись. Необходим новый языковой опыт, с помощью которого можно было бы перегруппировать содержания по-иному. Возможно, его можно обрести, прибегнув к молчанию. Похоже на то, что современного человека выводят из себя имен­ но ситуации отсутствия слова, ведь в феномене беззвучности и молча­ ния проступает неодолимость мира. Цепляться за какие бы то ни было слова, даже если это и глупость, привычнее и надежнее, так как можно утешить себя тем, что оно неточно и неправильно, а тем самым ввя­ заться в бесконечную борьбу и гонку за другие, более «точные» и «пра­ вильные», слова. Вслушиваться в молчание удается немногим: с толку сбивает принципиальная невозможность его быть рассчитанным. На молчании трудно, если возможно вообще, построить нечто определен­ ное, а отказываться от этого сродни отказу от себя - современного.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz