Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 69 Чрезвычайно важно то, можем или не можем мы найти и подо брать такие фразы, которые могли бы вместить в себя нашу мысль и все то, на что она направлена. Важно, способны или не способны мы связать в своем языке отдельные «кусочки» нашей жизни, чтобы при дать им единство и целостность, ибо без таких процедур отдельное не будет иметь к нам никакого отношения. Обратим внимание на тот момент жизни, когда ребенок еще не умеет говорить, т.е. не обладает опытом отождествления своей жизни с языковым пространством других, однако опыт внутренней автоком муникации, связующей отдельное, у него есть. Этот опыт основыва ется на тождестве мысли со звуком, точнее на способности звукового сигнала быть знаком для мысли. Так образуется узел нашей жизни, связующий воедино мысль и язык. Уже потом на этом основании об разуются иные языковые комбинации, выражающие разнообразие личности и ее связь с разными аспектами широты мира. И если па тологических сбоев не происходит, то такое тождество обеспечивает связанность языка и мысли и наше вмещение в мир. Сказанное можно развить далее следующим образом. Все про исходящее осуществляется внутри измерения логической возмож ности: нечто уже «имеет место» и появляется в жизни потому, что уже определился проем «возможности» существующего, охваченный мыслью и потому находящий выражение в языке. Показательно, что многие игры детей строятся на «работе» со словом. Это и считалки, и клятвы «давания» или «держания» слова, и многое другое. С момента обнаружения языка, как и своего «попа дания» в пространство и время речи, ребенок постоянно выдумывает собственные слова и строит свои фразы. Более того, каждое действие ребенка сопровождается словом, даже если это, с позиций взросло го, «не ко времени и не к месту». Язык очерчивает и обосновывает путь расположения ребенка в мире и его продвижения внутри него. И если слово не совпадает с миром, ребенок нередко переживает такой «распад» почти как тра гедию. Как раз взрослея, он приспосабливается и даже приучается к приятию ситуаций разрыва между словом и делом. В результате сло во утрачивает для ребенка свою изначальную силу, и он фактически теряет опору своего мира - мира детства. Мир взрослого выстраивается на основе его автономного суще ствования за счет опоры на безличность языка. Абстрактность дефини
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz