Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

68 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ * * * Мы «устраиваемся» в сущем, остав­ ляя территорию и временной континуум существования посредством мысли. Это значит, что мы в бытие попадаем не «по рождению», а только за счет усилия, по­ средством чего изменяем свои природные склонности и выправляем свою природу. Человек часто стремится идти «на поводу» у своих склонностей: склоняясь, он теряет свою сущностную «верти­ каль», связанную со способностью прямохождения. К тому же, по­ мочь кому-либо вынести себя невозможно, ведь нельзя «нести» его вместо него самого. Сущее и есть измерение принципов, допущений и законов, которые постигаются исключительно мышлением, когда зона рефлексий, нами осуществляемых, становится дополнительным образованием по отношению к содержаниям нашего существования. Так складывается величина символического капитала нашей жизни. Вместе с тем, мы «устраиваемся» в бытии, его понимая, но не зная; по крайней мере, не зная его полностью. В понимании мы пре­ восходим свое «вмещение» в существующее. Глубину и емкость на­ ших символов мы проверяем своими действиями. Понятно, что глу­ бина любого знака, по сути, неисчерпаема. В частности, это заметно по нашей неспособности предугадать, а тем более рассчитать, преде­ лы и объемы применения любого знака. Можно говорить о безмерности и открытости любого знака, и, тем не менее, мы испытываем любой из них на прочность, причем испыты­ ваем собой. Вот эти-то - связанные и сросшиеся с нашей жизнью знаки, вобравшие в себя долю нашего существа - мы и называем символами. Мысль - это, по существу, отрезвляющее действие. Мышление напрямую связано со способностью отдать себе отчет в очевидности осуществляющегося, как и способности принять это. Акт мысли связан с установлением рефлексивного отношения, направленного на первичное, т.е. языковое отношение знака и значе­ ния. Посредством введения рефлексивного отношения к отношению, сложившемуся в речи и письме, мы вводим в мир нечто свое и уста­ навливаемся внутри мира в качестве некоей величины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz