Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 67 конечности. В жизни внутренним и исходя из внутреннего коренится залог обретения нами свободы. И еще. Человек - это существо, способное взаимодействовать с безусловным; в том числе - в форме постановки вопроса о новом и о начале, т.е. об изначальном. Любое определение, чего бы оно ни касалось, всегда исходит из беспредельности мира, который есть «до» и «вне» наших определений, т.е. есть до принимаемых нами правил существования мира. Мир способен вместить в себя любую нашу сложность и любое наше построение. Нам же трудно держаться простого, как и принять простоту мира, ибо в этом случае мы должны быть готовы к любой неожиданности и открыты к любым изменени­ ям мира. Не в силах соответствовать простоте и целостности мира, мы окружаем свою жизнь все более расширяющейся практикой созда­ ния всевозможных правил и регламентаций, намереваясь тем самым дозировать изменения мира и ограничить его динамику. Интересно обратить внимание на понятие «беспредел», харак­ теризующее положение дел в российском обществе на рубеже про­ шлого и нынешнего столетий. Этим словом пользовались для характе­ ристики конкретного, т.е. определенного и предельного, положения дел в нашем обществе, фиксировавшего возможность жизни без вся­ ких правил и предполагавшего изменение любого возможного сцена­ рия ее построения. В слове этом со всей очевидностью выявились ра­ циональная неопределимость нашего, по крайней мере тогдашнего, существования, как и провал этого времени в нашем мышлении. Явным стало и то, что при всем нашем желании обрести корни своего существования этого не произошло. Отсутствие мышления лишает почвы. И мы готовы были заплатить чуть ли не любую цену за реальное укоренение своего существования вплоть до отказа от себя, связанного с отказом от своего жизненного уклада, своего языка и своих традиций. Разумеется, беспредел как способ исторического «обнуления» жизни периодически совершался, совершается и будет совершаться. Однако российский беспредел конца прошлого-начала сегодняшнего века воспринимался нами в качестве беспрецедентного события, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, это произошло имен­ но с нами, причем, отголоски этого события определяют наш жизнен­ ный мир и ныне. Во-вторых, мощь и сила беспредела развернулись на громадной территории, и величина охвата «обнулившейся» вдруг жизни не могла не оказать воздействие на весь остальной мир.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz