Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 65 При «полном» и «адекватном» переходе воспоминания в случившее­ ся, потребность в нем для нас исчезает. Память, с одной стороны, позволяет нам не совпадать со своим существованием. С другой стороны, она компенсирует нашу периодиче­ скую «усталость» в деле рационального отношения к жизни и связанное с этим «отсутствие» нас в измерении разума, позволяя нам уразуметь связь своего присутствия со своим наличествующим существованием. В воспоминании мы удерживаем в единстве сопряжения то, что несоединимо по своей природе: удерживаем разноплановые - по своему генезису - события в некоем едином плане восприятия. В среде памяти дают о себе знать особое время и особое простран­ ство - время и пространство значимых для меня событий. Обычно под памятью понимают некоторый механизм, связан­ ный с выявлением содержаний происходящего с человеком. Таким образом, память понимается как память «о чем-либо». Значительно реже память воспринимается в качестве процедуры нашего сознания, которая направлена на поддержание тождества нашего Я. Вспоминая, человек сохраняет инстанцию своего Я: будучи в разных жизненных ситуациях, он устанавливает определенное един­ ство между различными фрагментами своей жизни, которые теперь становятся охваченными воспоминанием и совмещенными им между собой. Фактически память является причиной существования нашего Я: в беспамятстве человек утрачивает свое Я, а его существо распада­ ется на разрозненные осколки, между которыми нет единства. Таким образом, в памяти о чем-либо самым важным становится на­ ше столкновение с целостностью себя в различных обстоятельствах суще­ ствования. Иначе говоря, в ситуации воспоминания каждый из нас заме­ чает и выделяет некую неделимость себя самого. Причем неделимость эта дана нам в мышлении: это внутренняя, т.е. мыслительная, неделимость нашего существования. Благодаря памяти в план нашего существования вводится инстанция Я, способная совместить разное в едином горизонте восприятия. И потому в акте припоминания, в первую очередь, значима именно онтологическая, а не гносеологическая сторона. Нас способно захватить и захватывает именно особенное: осо­ бенное место, особенное время, особенное настроение. Любая осо­ бенность перестраивает сложившееся - к ее появлению - положение 5-1857

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz