Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 61 ностей, внутри которых мы «ведомы» в своем поведении как раз не «своим», но именно безличным. В онтологических закономерностях не обопрешься на психоло­ гические или физиологические привилегии. Опыт души определяется благодаря расщеплению различных идентификаций нашего Я с ло­ кальностями пространства и времени, какими бы интересными они нам ни казались. Нам нужна особая среда, постояв и устроившись в которой, наше мышление позволяет нам воспринять разницу между собой и своим существованием, определившимся до мысли. Обычно мы не утруждаемся в деле поиска своего Я, которое в измерении существования всегда разное и предстает в качестве хао­ тического набора отдельных и не связанных между собой моментов. Наше Я воспринимается как стабильная величина только в горизонте мыслительного синтеза. Большинством окружающих наше - в себе - неприсутствие рас­ ценивается достаточно позитивно. Еще бы! - Ведь не присутствуя в себе, мы наличествуем рядом с ними. Не мысля, мы выглядим таки­ ми же, как они! И в этом случае мы все уравнены в своем безмыслии. Столкновение со своим Я - это страшное для многих испытание еще и потому, что мыслить можно только в одиночестве. Похоже, что мы не всегда способны удерживать в себе противо­ речие между сущим и существованием и быть готовыми к соответствию как онтологии, так и психологии. В попытке избавиться от этого проти­ воречия мы стремимся соотнести себя только с одной из его сторон: либо с бесконечным, либо с конечным. Последствием этого становятся раздвоение нашей личности и дисгармония внутреннего мира, когда обостряется возможность мгновенной радикализации каждой из этих сторон. Констатируем, что сочетать трансцендентальное и имманент­ ное в своей жизни напрямую у нас не получается. Когда мы склоняемся к принятию только одной стороны противоречия, вторая его сторона объявляется нами «лишней» и уходит в «подполье». Но и это еще не все. Ведь если нам доводится выстаивать в цен­ тре такого противоречия не минуты и часы, а годы и десятилетия, то начинаешь допускать многое. Начинаешь допускать, принимать и да­ же оправдывать атрофию своего мышления, безволие и бесчувствие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz