Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 59 Вероятно, устранение должного в системе жизнеустроения всегда способно обернуться мощнейшей деформацией всех ориен­ таций человека в проеме бытия. Возможно, если что и остается теоре­ тическому сознанию, так это стать частным, перерождаясь в частную инициативу, частную проблему и частное решение. В сезон партику­ лярного дробления жизни и в связи с утратой должного теоретиче­ ское знание погружается в частное. Заметим, что деление на должное и недолжное вводим в мир именно мы. Каждый из нас сам решает, хватает ему конкретного объ­ яснения при таком делении или не хватает. Если нам достаточно аргу­ ментаций и доводов, мы теряем интерес к дальнейшим объяснениям, как и к поиску причин и резонов, констатируя выражениями: «Всё!», «Довольно!», «Хватит!». Так мы устанавливаем границы того, внутри чего мы устроились. Устанавливаем среду выносимого нами мира, которую мы способны связать с собой, воспринимая ее в качестве своего продолжения и того, что мы способны при этом собой «выне­ сти». Потом мы строим обоснование существующего положения дел и создаем его определения. Добавим, что любое нормативное опре­ деление, задаваемое культурной установкой, намеренно отстраняет в сторону все личное, последовательно заменяя его безличным. Когда задаешь вопросы о том, как можно столкнуться со сво­ им присутствием и как возможно обнаружить свою душу, помни, что это проделывали до тебя другие люди. Значит, такой опыт попада­ ния человека в себя и прикосновения к себе выразился в языке и оформился в некоем тексте. Этот текст будет отличать от других на­ личие определенного внутреннего плана, свидетельствующего о реа­ лизации присутствия человека в себе. Несмотря на явное различие содержаний в опыте попадания человека в себя, сам принцип этого будет один. Состоятельность опыта прикосновения людей к своему внутреннему миру, в сопоставлении с нашей потребностью в прикос­ новении к своему внутреннему миру, побуждает нас обращаться к прочтению тех текстов, которые ранее нас не занимали. Важнейшим признаком таких текстов будет способность приу­ чать нас, читающих, к тому, чтобы мы видели за одним другое и раз­ вивали в себе навык смещения взгляда, утруждая и усложняя свое зрение, вплоть до формирования у нас умения умозрения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz