Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 57 возник до схемы. Профессионализм приводит к замене и подмене и события слова, и события мысли: слово и мысль рассматриваются те­ перь внутри - контролируемых сознанием человека - потоков, благо­ даря чему обеспечивается продление рационально рассчитываемой среды нашего существования. Менталитет - это та часть осознанного, которая находится во власти схем. Схематическому пониманию противостоит феноменоло­ гическое понимание. Фактически речь идет о противопоставленности безличного и общего личному и особенному. Если хочешь понять себя как себя, а нечто как нечто, то опирай­ ся на феномены. Если же стремишься понять себя как нечто иное или нечто как нечто иное, то вверь свое понимание анализу. Сущностные характеристики нашей жизни сегодня все более и более понимаются в качестве характеристик, обеспечивающих на­ ше существование: характеристик технологических, операционных, функциональных. Для того чтобы дело «шло» и не встречало препят­ ствий на своем пути, мы готовы отдаться функции вплоть до того, что готовы периодически отказываться от себя. Погружение в поток безличности обеспечивает человеку бесчув­ ствие. В деле невозвращения в себя главным становится обеспечение ритма и скорости потока. Именно поэтому значимую роль приобретает дело поддержания технической мощи, способствующей скоростному развитию потоков, объемлющих различные жизненные содержания. Свое - теперь уже - подавляющим образом определяется в прививае­ мом умении быть такими, как все, т.е. в развитии безличности. Не менее важным признаком жизни внутри потока, помимо скорости, становится развитие таких искусственных механизмов и ал­ горитмов, благодаря которым разные проявления жизни могли вос­ приниматься в качестве пригнанных друг к другу частей общего. В такой перспективе восприятия особость если не ликвидируется це­ ликом, то жестко купируется. Все становится общим и ничьим. В про­ движении по этому пути нас начинает пугать свобода, и, устрашаясь ее эпизодических вызовов, мы еще больше желаем интегрироваться в поток жизни. Ясно, что внутри потока нам ни к чему понимание, когда человек просто не находится наедине с собой: понимание по­ следовательнее и всесторонне заменяется знанием.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz