Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 55 лении по отношению к этой «неполноте» и в формировании способ­ ности своего установления контакта с полнотой. Если мы хотим объяснить происходящее, то не можем апел­ лировать исключительно к эмпирическому человеку, ибо никогда не сможем учесть всех факторов его жизни. Живой человек, как, впро­ чем, и жизнь, предстают в качестве дыры в нашем объяснении. Если мы и намереваемся объяснять, то должны исходить из формального принципа человека. Дилемма русского сознания связана со следующим выбором: либо не изменяться вовсе, ни за что и ни при каких обстоятельствах, либо изменить все разом и до основания. Русский человек либо стре­ мится сохранить свое прежнее существование во что бы то ни стало, однако если это не получается, то отдает себя во власть стихии риска, стремясь утратить все путем бросания этого «всего» на произвол и отодвигая его на край. Нам, русским, частичные изменения, которые всегда предполагают сохранение существующего положения дел, вро­ де бы, и не к лицу. Сам переход от неизменного к радикальному из­ менению осуществляется очень быстро, почти реактивно, что вскры­ вает отсутствие рефлексивного отношения в составе нашей жизни. Русское сознание перманентно готово к принятию нулевой раз­ мерности жизни: исходя из ничто, сознание словно сталкивается с полной приостановкой действия всех сил. Примеривая такую пустую и незагруженную, а значит-утопическую, точку размышления к себе, отечественное сознание допускает также и нулевую величину разви­ тия себя, которая может быть нагружена как уже чем-то случившимся ранее, так и новыми содержаниями будущего. Разумеется, по срав­ нению с такими играми «по-крупному» насыщенность любого содер­ жания, относимого к существованию, оценивается гораздо меньше, нежели сама способность перехода от одного к другому, связанная с пребыванием в «ничто» и на «ничейной» земле. Жить сугубо содержательным образом и сторониться формы, на­ стаивая на чуждости и безличности «формального» отношения в угоду «задушевности» и «отзывчивости» души, опасно еще и потому, что в этом случае все жизненное поле стремительно радикализируется. Со­ держательные построения ангажируют существо человека, предопре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz