Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 53 Никто не может прожить за нас и вместо нас нашу жизнь, ибо каждый из нас конечен, и то, продлеваем мы свою жизнь или нет, определяется только нами. Поэтому, если размышлять онтологиче­ ски, т.е. по-крупному, обвинять кого-либо другого в обстоятельствах, характеристиках и признаках своей жизни мы не можем. Когда мы устанавливаем какой-либо порядок, вводим регла­ ментацию или норму, мы размыкаем безличность мира, связывая его с собой. Неопределенности мира этим придается форма конечности, ведь именно мы в этом случае определяем мир. Важнейшим аппара­ том «держания» нами порядка внутри бездны безличного является язык, который устанавливает границы определенности нашей лично­ сти. Язык соотносит разное. В месте встречи различного реализуется наш жизненный мир, а любое объяснение осуществляется, исходя уже из этого мира. Бог есть, пока есть вера. Бог раскрывается в усилии верующего по поддержанию своей связи с Богом. Когда вера пропадает, боги умирают. Иначе говоря, Бог есть продукт веры в том смысле, что если во что-то веришь, то оно - для тебя - есть. В этом смысле показателен аргумент онтологического доказательства Бога, который именно фор­ мален, ибо содержанием этого аргумента легко можно пренебречь. Исторически так и происходит. Согласно этой аргументации, Бог яв­ ляется конструктивным принципом продления и «воспроизводства» феномена веры, хотя очевидна неустранимость этого феномена в смысле его изначальности. Без веры нет Бога, тогда как без Бога фе­ номен веры рассеивается и извращается. Другими словами, если не­ что и есть, то оно есть именно благодаря деятельности, внутри и по­ средством которой это «нечто» воспроизводится. Или: «возникает», «рождается», «вспыхивает», «индуцируется».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz