Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

50 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Принципы - это элементы мышления, привносимые нами внутрь жизни, и потому они могут совсем не совпадать с содержанием жиз­ ни, фиксируемым вне мышления. Можно понимать принципами, но можно понимать и сами принципы; и это - вещи различные. Даже если принцип нигде, никогда и ни в чем не реализуется, он не пере­ стает быть принципом. Без принципов моменты жизни связываются между собой случайно и ситуативно, и потому такие «ситуативные» синтезы, возникающие сами собой и, так сказать, «по жизни» и без нашего - мыслительного - к ним отношения, нам не ясны. Количество причинных объяснений, исходящих из ситуаций и ими мотивирован­ ных, практически безгранично, тогда как принцип причинности один. Также и появление феномена «чтения морали» обязательно связыва­ ется с поиском причин «морального поведения», но не с принципом морали как таковым. Наше попадание в мышление обладает одним существенным признаком: оно предусматривает полный разрыв с поиском причинно- следственных объяснений наших поступков. Наши поступки не само­ ценны в том случае, если мы рассматриваем их сугубо содержатель­ ным образом, ведь всегда будет находиться некоторая зависимость поступающего от обстоятельств. Само объяснение, совершающееся на основе понимания, прерывает бесконечную цепь «объяснений» и перебора «аргументов», базирующихся на эмпирическом познании. Человек не может обойтись без действия идентификации: он соотносит себя с силами или законами, функциями или контекстами. Согласимся с тем, что в ситуации выполнения таких действий ото­ ждествления жизнь человека трудно считать его собственной жиз­ нью. Для собственности внутри пространства и времени отождест­ вленной - с чем-либо или с кем-либо - жизни просто-напросто нет никаких оснований. Процедура «собирания» элементов того, что к те­ бе непосредственно относится, в отличие от того, что к тебе прямого отношения не имеет, строится как раз не на собственных основаниях. И любые элементы, становящиеся основаниями «сборки» отдельных и рассеянных наших психологических состояний, из каких бы содер­ жательных контекстов жизни они нами ни брались, будь то миф, ре­ лигия или наука, выполняют роль сугубо идеологическую. Своё же, т.е. наше, каждым из нас именно завоевывается. Оно отвоевывается у безличной тождественности благодаря совершению

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz