Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
50 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Принципы - это элементы мышления, привносимые нами внутрь жизни, и потому они могут совсем не совпадать с содержанием жиз ни, фиксируемым вне мышления. Можно понимать принципами, но можно понимать и сами принципы; и это - вещи различные. Даже если принцип нигде, никогда и ни в чем не реализуется, он не пере стает быть принципом. Без принципов моменты жизни связываются между собой случайно и ситуативно, и потому такие «ситуативные» синтезы, возникающие сами собой и, так сказать, «по жизни» и без нашего - мыслительного - к ним отношения, нам не ясны. Количество причинных объяснений, исходящих из ситуаций и ими мотивирован ных, практически безгранично, тогда как принцип причинности один. Также и появление феномена «чтения морали» обязательно связыва ется с поиском причин «морального поведения», но не с принципом морали как таковым. Наше попадание в мышление обладает одним существенным признаком: оно предусматривает полный разрыв с поиском причинно- следственных объяснений наших поступков. Наши поступки не само ценны в том случае, если мы рассматриваем их сугубо содержатель ным образом, ведь всегда будет находиться некоторая зависимость поступающего от обстоятельств. Само объяснение, совершающееся на основе понимания, прерывает бесконечную цепь «объяснений» и перебора «аргументов», базирующихся на эмпирическом познании. Человек не может обойтись без действия идентификации: он соотносит себя с силами или законами, функциями или контекстами. Согласимся с тем, что в ситуации выполнения таких действий ото ждествления жизнь человека трудно считать его собственной жиз нью. Для собственности внутри пространства и времени отождест вленной - с чем-либо или с кем-либо - жизни просто-напросто нет никаких оснований. Процедура «собирания» элементов того, что к те бе непосредственно относится, в отличие от того, что к тебе прямого отношения не имеет, строится как раз не на собственных основаниях. И любые элементы, становящиеся основаниями «сборки» отдельных и рассеянных наших психологических состояний, из каких бы содер жательных контекстов жизни они нами ни брались, будь то миф, ре лигия или наука, выполняют роль сугубо идеологическую. Своё же, т.е. наше, каждым из нас именно завоевывается. Оно отвоевывается у безличной тождественности благодаря совершению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz