Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

48 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ полноты и принципиального выбора неполноты, в поэзии и филосо­ фии мы сталкиваемся с символическим описанием. Наряду со значением соприсутствия, связанным с гармониза­ цией двух начал, в слове «символ» заметны значения «борьбы» и «противостояния» разных начал, благодаря чему создается опреде­ ленное силовое напряжение, позволяющее представлять то, что сим­ волизируется в состоянии развития и движения. Значит, полнота описания и говорения связана с предельным, насколько это возможно, наполнением своего языка символами. По­ средством обращения к символическим конструкциям мысли удается прикасаться (правда, всегда на время и всегда локально) к существу языка, что и обеспечивает мысли возможность периодического схва­ тывания целостности языка. Однако сам язык в любой своей форме - в форме слова, фразы, тем более, текста - всегда схватывает и охватывает целое. Опираясь на язык, мы взаимодействуем с целым и упорядочиваем свое суще­ ствование посредством введения присутствующего - в языке - целого в пространство и время нашей жизни. Можно попробовать поразмышлять о вышесказанном и в не­ сколько иной манере. Например, стоит предположить, что произой­ дет с нами и нашим «участием» в делах мира, если мы не станем раз­ вивать свой язык, не будем искать именно своих слов и своих фраз, не будем строить именно своих текстов?! Резонно предположить, что в этом случае туманным и скрытым для нас будет целое мира. Не занимаясь «выстраиванием» своего языка, мы не будем способ­ ны воспринимать и понимать целое, а значит, будем связывать себя преимущественно с частным. Сказать что угодно можно как угодно. Язык может представать перед нами в совершенно неожидаемых нами формах и в любом ви­ де. Все больше погружаясь в различные языки, мы теряем простое - к нему - отношение. Постепенно язык становится нашим достоянием, с помощью которого нами отстаивается наш статус субъекта. Языковая неполнота каждого из нас, проявляющая себя в инди­ видуальном «употреблении» языка, при изменении символической емкости любого слова, связанной с отходом от употребляемого нами значения, увеличивается оно или уменьшается, по сравнению с пред­ шествующим положением дел, всегда может быть восполнена. Не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz