Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

46 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ нашей жизни. И витгенштейновские открытия при продвижении по этому пути чрезвычайно значимы. Связь фактического со знаемым хорошо улавливается в ситуа­ ции нашего просыпания, когда явь сна не может установить контакт с явью дня. Просыпаясь, мы нуждаемся в неких стабильных основани­ ях нашего бодрствующего существования, изыскивая свидетельства того, что за время нашего сна ничто кардинально не изменилось и все условия нашего существования - прежние. Фактичность образу­ ется в среде знаемого и уже знакомого, т.е. там, где возможны акты отождествления прошлой и настоящей действительности с прошлым и настоящим языка; причем именно нашей действительности и на­ шего языка. Важно, чтобы наше смыслополагание совпадало с первичными значениями предметностей, образующих реальность нашей жизни, и не контрастировало с ними. В противном случае, едва устанавлива­ ясь, факты сразу же начинают размываться, растекаться и разрушать­ ся, а фактическое положение дел оказывается ввергнутым в динами­ ку. В динамику же вовлекается и наша жизнь, которая, ввиду утраты только что «приобретенного» нами понимания, не продумывается и быть умообозреваемой не может. Следует добавить, что в научном языке и в познании в целом динамика содержания принципиально ограничивается. Это обеспе­ чивается посредством статики описания, направленной на поддержа­ ние тождества значения и знака в термине. Благодаря этому сознание обретает способность следить за жизнью и выявлять внутри нее не­ кие закономерности. Терминологический язык безличен: именно его безличность и позволяет иметь человеку некий обзор жизни. Одна­ ко за пределами научного - понятийно-терминологического - яЗыка остается язык речи, реагирующий на любое изменение нашей жизни. Для того чтобы выразить нечто, именно важное для нас, нам никог­ да не хватает терминологического языка. Наше присутствие в мире фиксируется именно в речи и речью. Уже потом, когда это произо­ шло, и наше присутствие, будучи выраженным, установилось в мире, отдельные термины определяют разные «устройства» содержаний мира и наше участие в этих содержаниях. Смысл позволяет нам иметь некую полноту обзора. И не важно, какова эта полнота в содержательном отношении при ее сопоставле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz