Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

42 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ совместить свое существование хоть с каким-то - пусть и с частич­ ным - пониманием обостряется серьезная проблема: у нас крайне мало средств сохранения условий понимания. И это заставляет нас жить как в аду, так как объемы не понимаемого и «не переваренно­ го» нашим сознанием существования начинают теснить нас изнутри. Среда нашего существования оказывается все более и более стеснен­ ной. Не будучи в силах извлечь опыт из своей жизни, мы подвергну­ ты ежедневным пыткам, однако, похоже, преуспели и продолжаем преуспевать в практике изобретения «подпольных» и «аномальных» способов выстраивания своей особой жизни, к тому же экспортируя эту практику в иные национальные среды. Важно отдать себе отчет в невозможности полной коммуникации, особенно там, где это касается проблемы понимания. Предварительная или первоначальная согласованность взглядов и позиций является толь­ ко условием понимания, а не его продуктом. Причем такое согласование опирается на саму возможность согласования, которая никак не может быть «производной» понимания. И если такого «первоначального» со­ гласования нет, то коммуникация невозможна в принципе. Полнота непонимания нам всегда предшествует, однако мы - ввиду своей конечности и временности - пытаемся «приручить» не­ понимание, стремясь придать ему характер конкретной частности, связывая его с определенным положением. Мы намереваемся раз­ делаться с непониманием путем его дробления на отдельные классы и типы, переводя его в разряд отдельного. Попадание человека в ситуацию непонимания в каком-то чрез­ вычайно значимом отношении связано с риском, когда он лишается возможности тратить себя по частям и в зависимости от отдельных обстоятельств. Его существование разом оказывается брошенным: оно заброшено в никуда самим человеком, расписывающимся перед собой в том, что он ничего не понимает. Нетрудно усмотреть, что русский человек - традиционно чело­ век рисковый. Но если другие народы выясняли отношения с ничто на исторических фронтах его борьбы за какое-то нечто, то для нас характерна устойчивая потребность столкнуться с реальным вопло­ щением ничто как таковым. Наш человек готов бросить себя и свое существование в никуда и в ничто. Готов отбросить свое существова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz