Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

40 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Парменидовский тезис о тождестве бытия и мышления мож­ но интерпретировать следующим образом. Будучи понимаемым - в модусе мышления - существование обретает глубину, без чего ме­ сто нашей жизни не обеспечено. Более того, оно занято: занято при­ родой, т.е. той частью нашей жизни, которая строится не на наших основаниях. Бытие обладает длительностью особого рода: в пределах этой длительности мы оказываемся способными к тому, чтобы совершать действия восполнения своего существования. Наблюдающий живет в ином измерении, по сравнению с дей­ ствующим. У первого все силы вкладываются в действие, тогда как второй идентифицирует себя с инстанцией наблюдения, когда все остальные акты воспринимаются менее существенными, нежели са­ ма процедура наблюдения. Как сильно ощущается сегодня отсутствие у нас действительных сверхзадач, способных аккумулировать в себе чрезмерное напряже­ ние человека или народа, позволяющее им «прыгнуть выше своей головы» и осуществить трансцендентальное смещение из пределов своего существования! Ведь именно такими «прыжками» собственно и обретаются лицо человека во времени его жизни и лицо народа в истории мира. Если что-либо имеет смысл, то только здесь и сейчас. Смысл действует так, что он либо есть, либо его нет. Предполагать действие осмысления заранее, т.е. на основе прошлых оснований, мы не мо­ жем. Разумеется, в какой-то мере наделение чего-либо смыслом осу­ ществляться будет, но оно может не совпасть с нашими ожиданиями. В этом отношении смысл не является нашей собственностью: если и можно ставить вопрос о том, кому или чему принадлежит смысл, то вернее сказать, что он - это достояние мира, но не конкретного человека, взятого в его временности, частности и ситуативности. И это обстоятельство побуждает и понуждает нас не просто надеяться, а действовать. Важно обратить внимание на то, что довольно часто мы, рус­ ские, именно надеемся, но не живем. Не живем настоящим и не при­ нимаем его. Надеясь и опираясь на надежду, мы смещаемся из сути ре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz