Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 39 Разумеется, без частного мы обойтись не можем, ибо в этом случае нет основания для особенного. Однако только частного нам мало, так как в этом случае мы растворяемся в определенном, и толь­ ко мысль позволяет нам связать свою определенность с целым. Возникший при становлении кинизма, несколько дикий и «не­ причесанный» образ космополита, т.е. «гражданина космоса» (от кооцос; и noAixriq), наряду с прочим, несет в себе значение преодо­ ления действия законов этнической родины и разрыва всех связей с этническими отождествлениями. Для космополита родина есть по­ нятие нарицательное, а не собственное. * * * Акт мысли, или cogitas Декарта, выяв­ ляет интервалы дления моего Я иопределя­ ет границы моего мира. Эти же интервалы оказываются границами и моей свободы. Посредством реализации мыслительного акта в проеме нашего существования обра­ зуется основание личности. Такова же ситуация с рождением народов. «Лицо» народа определяется посредством мыслительного действия, а его историческая величина устанавливается в диапазоне между существованием народа в качестве этнической реальности и способностью осмысления им своего бытия, т.е. там и тогда, где и когда существование дополняется смыслом существования, а имен­ но - в проеме между существованием и бытием. В связи с этим понятно, что без позиции внешнего наблюдения в лице людей, периодически способных выполнять акты мышления, на основе которых могут создаваться ифункционировать общественные ин­ ституты, т.е. без расположения образа народа в измерении мышления, народу не быть. Также значима мысль об интервале между собой, будь то индивидуальность человека или народа, которые сами себе не понят­ ны, и осмысленным состоянием своей - человека ли, народа ли - непри­ родной величины, когда им становятся ясны законы своего бытия. История не может пониматься только в качестве некой хроно­ логии событий. История связана с удержанием смысла своего суще­ ствования на вираже времени, когда индивид ощущает вкус времени и чувствует соль его на своих губах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz