Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

38 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Итак, если мы хотим быть, то нам необходимо определяться по отношению к неизвестному. Это-то и рождает импульс напряже­ ния, ведь по отношению к уже известному напрягаться нет никакого смысла. Без усилия наше Я не длится. Оно исчезает, уходит в никуда. По большому счету, у меня нет другой возможности обрести свое Я и свой мир, нежели напрягаясь. Мой мир творится моим напряже­ нием. В случае моей усталости измерение моего мира наполняется содержаниями чужих миров. Сегодня мы все чувствуем, как - через нашу усталость и нежелание напрягаться - в нас входит что-то чужое. В случае отказа от напряжения это «не свое» со временем может да­ же восприниматься нами как что-то близкое. Именно обращение человека к неизвестному становится усло­ вием для выделения им величины себя из призрачности. У каждого человека свой опыт столкновения с бездной, проявляющийся либо во взаимодействии с ней, либо в бегстве от нее. Ориентация на неизвестное не связана с экстравагантностью. Надлежит отказываться от стремления выделиться и быть не таким, как все. В противном случае, рискуешь потратить много сил на под­ держание образа своего противостояния другим, не собирая их для внутренней работы. Хочешь понять нечто и разобраться в существе дела? - Тогда продумай, насколько ты или кто-то другой осуществляет рефлексив­ ное отношение к базовому принципу, который лежит в основании мучающей тебя или его проблемы, какую бы форму при этом она ни принимала. Если человеку это удается, то он начинает и понимать, и быть: в занятии им своего отношения к проблеме определяется вели­ чина его бытия и территория его собственной жизни. Мыслитель берет на себя обязательство мыслить везде и по­ всюду, мыслить независимо ни от каких обстоятельств. Однако не­ редко умение отстаивать свою мысль и себя в мысли начинают ото­ жествлять с идеей защиты своего генетического начала. Как может произойти такая подмена? Как ни дорога нам родина, но это - только одна из форм нашей идентичности, которая может не только помочь, но и помешать уви­ деть другое. В пространстве тотальных отождествлений стоит ориен­ тироваться не на родину, а на истину. Ни одно обстоятельство и ни один случай не могут ангажировать мысль всецело.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz