Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
36 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ доступном для остальных, хотя существование наше разворачивается в контекстах, которые образованы не нами. Извне и «со стороны», т.е. исходя из «объективных оснований», внутренний мир каждого человека способен восприниматься в каче стве мира иллюзий и грез, за которые он стремимся схватиться, чтобы как-то сохранить идентичность себя в своем сознании. Но тогда пред полагаемое освобождение человека от его внутреннего мира будет принципиально осмысливаться извне как освобождение от всевоз можных фантазий, т.е. как принудительная инсталляция невроза. Не вроза, на который обрекается психика каждого из нас при взаимодей ствии нашего внутреннего мира с обществом. Действительная трагичность нашего положения состоит в том, что обходиться без внутреннего мира, оцениваемого другими людь ми только в качестве иллюзии, мы не можем. Каждый из нас живет своим. Отказываясь от него в угоду безличному, мы отказываемся этим и от себя. Теперь уже, т.е. вне глубины, наша жизнь рассматри вается исключительно в параметрах и размерности существования, а значит - перестает быть «нашей». Осмысливаемая вне своего вну треннего объема, жизнь человека воспринимается только элементом поверхности и потому легко управляется извне. Каждый из нас живет в сфере устанавливаемых им значений и сориентирован в своих действиях внутренними потоками этой сфе ры. Организующим центром такой сферы является событие. Однако для того, чтобы значимое для нас логическое отношение, связанное с нашим значением, получило признание других людей, оно долж но найти социальное приятие. Иначе говоря, наше событие должно стать конвертируемым и принимаемым другими. Насколько это уда ется сделать, настолько сфера значений, жизненно важная для нас, способна быть понята и принята за пределами сугубо нашей жизни. Типична детская ситуация, когда ребенок пытается жить вооб ражением и, воображая, перебирает возможности своего поведения в ситуациях, овладевающих его сознанием. Взрослость - она не от во ображения, а от достоинства, т.е. от способности человека принять то, что есть, умея это вынести. Взрослый человек, по большому счету, не «воображуля», ведь ему надлежит выстаивать под напором обстоя тельств, обнаруживая в себе способность их принятия. И взрослому приходится отказываться от жизни внутри воображения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz