Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

36 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ доступном для остальных, хотя существование наше разворачивается в контекстах, которые образованы не нами. Извне и «со стороны», т.е. исходя из «объективных оснований», внутренний мир каждого человека способен восприниматься в каче­ стве мира иллюзий и грез, за которые он стремимся схватиться, чтобы как-то сохранить идентичность себя в своем сознании. Но тогда пред­ полагаемое освобождение человека от его внутреннего мира будет принципиально осмысливаться извне как освобождение от всевоз­ можных фантазий, т.е. как принудительная инсталляция невроза. Не­ вроза, на который обрекается психика каждого из нас при взаимодей­ ствии нашего внутреннего мира с обществом. Действительная трагичность нашего положения состоит в том, что обходиться без внутреннего мира, оцениваемого другими людь­ ми только в качестве иллюзии, мы не можем. Каждый из нас живет своим. Отказываясь от него в угоду безличному, мы отказываемся этим и от себя. Теперь уже, т.е. вне глубины, наша жизнь рассматри­ вается исключительно в параметрах и размерности существования, а значит - перестает быть «нашей». Осмысливаемая вне своего вну­ треннего объема, жизнь человека воспринимается только элементом поверхности и потому легко управляется извне. Каждый из нас живет в сфере устанавливаемых им значений и сориентирован в своих действиях внутренними потоками этой сфе­ ры. Организующим центром такой сферы является событие. Однако для того, чтобы значимое для нас логическое отношение, связанное с нашим значением, получило признание других людей, оно долж­ но найти социальное приятие. Иначе говоря, наше событие должно стать конвертируемым и принимаемым другими. Насколько это уда­ ется сделать, настолько сфера значений, жизненно важная для нас, способна быть понята и принята за пределами сугубо нашей жизни. Типична детская ситуация, когда ребенок пытается жить вооб­ ражением и, воображая, перебирает возможности своего поведения в ситуациях, овладевающих его сознанием. Взрослость - она не от во­ ображения, а от достоинства, т.е. от способности человека принять то, что есть, умея это вынести. Взрослый человек, по большому счету, не «воображуля», ведь ему надлежит выстаивать под напором обстоя­ тельств, обнаруживая в себе способность их принятия. И взрослому приходится отказываться от жизни внутри воображения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz