Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 35 дополнить соображением о том, что глаза и ум взрослого нагружены знаниями и связаны со знаками - знаками «стиля жизни», «умения жить или выживать», «обретения социального статуса» и другим. Вторжение в мир ребенка связано с началом строения им имен­ но своих текстов, внутри которых он собственно и пытается жить. Не­ смотря на кажущуюся простоту и неискушенность таких «ребяческих» текстов в виде игры, первых рисунков, строения кубиков - словом, всего того, что комбинируется в непривычных отношениях со стороны их рассмотрения взрослым, такие тексты чрезвычайно значимы. Дет­ ские тексты, как, впрочем, и любые другие наши тексты, при условии их самостоятельности фактически являются событиями мира, ведь посредством них человек закрепляется в мире. Разница между детскими и взрослыми текстами, разумеется, есть. Взрослый отвечает за свои тексты, ибо они всегда как-то заде­ вают других людей, тогда как тексты ребенка оказывают воздействие на небольшой круг лиц: на него самого, на друзей и на родителей. Однако значим именно размах детских текстов, ведь в эпицентр твор­ чества ребенка способно попасть всё и вся. Также значима открытость детских текстов, которые легко вторгаются на территории, до этого «вторжения» казавшиеся неприступной собственностью, выступаю­ щей в качестве подрасчетной среды существования взрослых. Сила детских текстов в том, что они могут не считаться с устоявшимися со­ ответствиями знаков и значений: дети легко нарушают любые прави­ ла в установившихся, было, связях внутри семиосферы. Роль правил многократно возрастает в нашем сознании по мере утраты нами спо­ собности изменяться и быть другими. Со временем натиск и открытость в строении текстов у нас ослабевает. Вероятно, взрослея, мы приучаемся все больше и все по­ следовательнее считаться с тем, что до нас и вне нас мир уже как-то устроен. И потому за свое строение текстов нам приходится отвечать, отвечать собой. Мы, конечно, можем хитрить, укрывая свое от чужого взора, но если мы намереваемся самостоятельно идти по жизни, то в этом случае нам нужно воспитывать в себе достоинство. Любое наше перемещение из одной плоскости действительности в другую обеспе­ чивается тем, насколько мы способны или не способны устанавли­ вать логическое соотношение между неким нечто и тем значением, которое мы ему придаем. Причем такая устанавливаемая нами связь позволяет нам присутствовать именно в своем внутреннем мире, не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz