Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 33 определенных презумпций, ибо только стабильность формы, т.е. «уг ла» рассмотрения того, что является объектом психологии, обеспечи вает преемственность познания. Психология приучает к расположению нашего сознания внутри этой области, где субстанциальным основанием является инстанция Я. Знание этой инстанции изначально наделяется нашим сознанием огромными полномочиями и даже способно выступать в качестве сакрального именно по причине «близости» к нам и «сращенно- сти» с нами. Однако, с позиций понимания, инстанция Я предстает фиктивной величиной, воспроизводимой синтетическим образом. По-иному говоря, возникая как элемент, момент и определенность нашего сознания, инстанция Я всецело располагается в настоящем: она каждый раз непременно функционирует как будто впервые и вне какой-либо зависимости от того, что было. Таким образом, на ше Я рождается в акте мышления и только благодаря его реальному выполнению. Если акта мышления не случается, то остается только одно: ли бо основываться на воспоминаниях об этой инстанции, образованной в предшествующем акте мышления, либо надеяться на то, что такой акт случится и позволит возникнуть новому Я. В этом отношении инстанция Я предельно не исторична, ибо не существует никакого Я как реальной связи ряда пространственных, временных или причинных моментов пространства, т.е. нет никакой субстанциальной последовательности разных моментов одного Я. И потому мы не можем положиться на свое Я как на нечто, действую щее независимо от нас. Не можем расположиться внутри своего Я. Возможно, именно поэтому нам неуютно в ситуациях прямого стол кновения с собой: мы к этому обычно оказываемся не готовыми. Поэтому же, если и можно говорить о принадлежности Я к некоей области, то речь может идти о не принципиально локализуемой об ласти мира - о мировости. В случае «развертывания» мира, языка и нашего Я как того, что дано нам целиком и разом, в конкретных пределах и лимитах нашей жизни, эти целостности начинают быстро фрагментироваться, а вос становление их теперь уже связано с громадными усилиями. 3-1857
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz