Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 31 Важно, что каждый из нас способен на свое поведение, т.е. при нимает «ведение» себя принципом, обладающим по отношению к нам определенной регулятивной силой. Вот наше существование и определяется некоей тенденцией: мы придерживаемся правил, по зволяющих нам сохранять свою определенность. Благодаря следова нию таким правилам человек способен преодолевать разнонаправ ленную динамику своих природных процессов. В отношениях между принципами, с одной стороны, и природным естеством с другой - формируется диапазон нашей воли. Характер нашего существа опре деляется именно в русле направленного движения нашей жизни. В нашем поведении проявляет себя наше намерение связывать себя с некоей тенденцией. Посредством обращения к слову «пове дение», фиксирующему наше взаимодействие с принципом жизнен ного движения, устанавливается конкретное тождество отношения разных людей к своей и чужой жизни. На основе поведения люди соотносят свое понимание жизни с оценками ее другими людьми. Феномен поведения - это своеобразный способ социальной конвер тации отдельных содержаний в границах нашей жизни. На основе по ведения разное соотносится между собой посредством общего. Такое «общее» может существовать только на основе целого - на основе потребности человека непременно себя как-то вести. Видимо, эта на ша потребность имеет прямое отношение к целостности мира, кото рая легко принимает любую форму частного, но также легко способна от нее отказаться. Вероятно, изменение мировых форм связано с со вершающейся возможностью приватизации того, что в другой форме мира было невозможным. И тогда обращение целого в частное зна менует возникновение иного - нового - мира. Все это сопоставимо с платоновскими рассуждениями о благе и нашем - к нему - стремлении. При всем различии в понимании блага любой желает его в отношении себя. Именно такие - общие для всех нас - моменты строения наших жизней являются скрепами мира. Интенсивная работа мышления не может вестись постоянно: она требует «разрядки», т.е. понижения ранга и уровня взаимоот ношений человека с собой и миром. Это может проявляться по- разному: как в «переводе» умственной деятельности в деятельность эмоционально-чувственную с непременной активизацией и расшире нием вариативности диапазона восприятия наших ощущений, так и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz