Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

30 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ скользит по поверхности, не умея приобщить нас к глубине. Взятые сами по себе его природные свойства не перерастают в иное каче­ ство, а значит, не позволяют физическому смотрению переродиться в осмысленное видение. В результате человек приучается к тому, что­ бы не брать на себя ответственность за свое интеллектуальное бес­ силие и не отвечать за свою жизнь. Теперь уже он готов переложить ответственность за себя на другого. И если это происходит, не так уж важно, кто понимается под «другим»: далекий человек или близкий, богатый или бедный; так же как не важна его национальная, полити­ ческая или религиозная принадлежность. Трудности в ориентирах совершения нами поступков, как и присущие нам провалы в своем поведении, связаны с нашей неспо­ собностью взаимодействовать с принципами, когда у нас слаб навык формального отношения к действительности. Вот эту-то слабость мы стремимся компенсировать путем обращения к типологизации от­ дельных содержательных жизненных ситуаций. Важно акцентировать внимание еще и на том, что поступок мо­ жет совершаться, несмотря ни на что и вопреки рациональным до­ водам, тогда как отказ от поступка непременно обосновывается ра­ циональными средствами. И еще! Само наше стремление рационали­ зировать ситуацию не является гарантией понимания: его-то как раз может и не быть. Скорее даже, само понимание стоит воспринимать в контексте измерения поступка. Но тогда совершающееся понима­ ние - это и есть поступок. Каждый человек знает, что до него и помимо него существу­ ют и действуют некие правила жизни, с которыми ему приходится считаться. Постепенно мы учимся понимать правила происходяще­ го, выделяя их для себя в качестве должного, ведь если мы знаем, как себя вести, то такое наше поведение строится уже на основе со­ держательного истолкования того, что мы себя как-то можем вести и должны вести. Таким образом, мы допускаем некий формальный принцип, ко­ торый нас как-то ведет в тех или иных жизненных ситуациях. Причем принцип этот связан с нами. И формулирование неких правил связано с тем, что мы изначально готовы вести себя. Вести с помощью без­ личной формы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz