Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 29 переход, через который мы идентифицируем себя с принципом че ловеческого, прикоснуться к которому можно, только перемещаясь из содержательного континуума на его границу. Существует также опасность полностью отказаться от впечатления и не воспринимать его вовсе, хотя в этом случае человек нередко про должает использовать силу впечатления для построения неких менталь ных схем, не отдавая себе отчета в этом. Такое сведение впечатления к схематической активности приводит к нашей зависимости от внешних по строений, которые к нам прямого отношения не имеют. Заметим, что к реальности имеет отношение преимущественно то, что «выдрано» из пле на различного рода зависимостей и, будучи оторванным от них именно силой нашей мысли, теперь уже замкнуто на себя и само себя подпирает. Схема - это способ избавления человека от свободы, ведь в этом случае нами создается среда такого восприятия жизни, которая позволяет нам су ществовать, кардинально никак не изменяясь. Удобства такой среды оче видны и понятны каждому. Однако в связи с этим понятно ито, почему так трудно принять реальность и почему львиную долю своих сил мы тратим именно на то, чтобы не допускать реальность к бытию. Человеку трудно мыслить; трудно везде и во все времена, но трудность эта не может оправдать то, что под мышлением часто пони мают желание опереться на некие идеальные конструкции и схемы, связывая его с умением строить схему и следовать ей. В природе невозможно найти идеальную точку или идеальную прямую; в обществе также невозможно встретить бескорыстный посту пок или идеального человека. Трудно, столкнувшись с Ивановым или Пе тровым, увидеть в нем гражданина. Для этого требуется осуществить акт выделения формального начала, отделяя его в качестве нечто особенно го и к содержанию никак не сводимого, находя в себе силы удерживать это «отдельное» как самостоятельное. Такое доступно только тому, кто принимает значимость самостояния; тому, кто дорожит самостоятель ным и способен его «держать», не стремясь от него избавиться. Заметим и то, что, совершая поступок, человек открывается се бе с незнакомой и непривычной стороны - с позиции принципа. «Наглядная» жизнь опасна тем, что приучает человека к ис пользованию готовых построений без вложения своего мыслитель ного труда. Не будучи натруженным и обремененным мыслью, глаз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz