Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

28 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ может наличествовать, но не присутствовать, так же как присутствуя, мы не всегда наличествуем. К тому же, может существовать защита на­ шего «наличия» и «присутствия» в виде общественных институтов. Наша личность определяется специфическими пределами, в параметрах которых человек способен реально совершать трансцен­ дентальные акты выявления своей сути, где он опирается на сугубо свои способы экстатирования себя вовне. Человеку всегда себя много. И реализует он себя за пределами своей определенности. С этим связан поиск того, что способно дать нашей определенности новую форму развития. Феноменами, благодаря которым происходит становление лич­ ностного измерения нашей индивидуальности, становятся разноо­ бразные тексты. В этом отношении человек есть существо текстовое; он испытывает потребность в строении внутри своей жизни сугубо личностных текстов, каждый раз по-иному концентрируя свою сущ­ ность и предотвращая ее от распыления. В обществах, которые допускают и культивируют потребность человека к изменению, постепенно возникают особые органы, благо­ даря которым разные - в субстанциальном и генетическом смысле - части нашей жизни как бы сплавляются в нечто единое и предстают единым структурным монолитом. Как же нам выйти из «заколдованного круга» и освободиться от силы уже совершившегося и произошедшего? - Может быть, пер­ вым симптомом на пути к этому станет наша охваченность новым впечатлением, перебивающим по силе предыдущее? В этом отноше­ нии впечатление можно уподобить «наплыву», который подминает собой существо нашего Я, смазывая и деформируя все присущие ему определенности. Иначе говоря, располагаясь в человеке и забирая его в плен, впечатление выступает в качестве силы, которая способна не считаться с нашими прошлыми намерениями. Однако помимо того, что надо впустить впечатление в себя, также важно изъять урок «перебива» одного впечатления другим. Значимо схватить момент пустоты между коммуникацией разных впечатлений, которая, пусть и на миг, но может стать рычагом для освобождения от воздействия впечатления. Значимо увидеть пробел во впечатлениях и, проникая в него, уместиться в нем всем своим существом, сосредоточиваясь в этот миг внутри мысли. Значим сам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz