Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 27 значит - превышая и превосходя свою определенность, мы способ ны задать себе новую меру и иной масштаб жизни. Личность наша возникает по мере расположения в безмерном и становления у нас своей техники продвижения внутри него, а мера нашей личности и ее состоятельность напрямую соотносятся с возможностью нашего со пряжения с беспредельным. В отношении к известному реализуются именно механистиче ские способности, тогда как лицо и характер человека - это величины метафизические. Они не даны и не заданы: они завоевываются че ловеком благодаря риску и напряжению. Нужно понять, что многие из нас успокаиваются тем, что, дескать, они продолжают ходить на работу, чувствуя голоса долга и совести. Тут значимо как раз то, что, говоря об этом, человек именно успокаивается, тогда как совесть и долг должны вводить нас в напряжение. Совесть и долг могут стать моим достоянием, которое вырабатывается ценой смещения меня по отношению к себе, но не могут быть моей собственностью. Сложившееся и окрепшее в русле христианства понимание че ловека как образа и подобия Бога связано, в том числе, с осознанием человеком беспредельности и запредельности инстанции Я по отно шению к каждому из нас. Мы беременны нашим Я, но это - вечная беременность. Лучшее из того, что мы можем сделать, - это стать управляющим своего Я. Нашей и только нашей территорией проживания является внутрен ний мир, или территория собственного - в себе - присутствия. Признака ми этой «территории» будут ее предельная нелокализуемость и сугубо личная окрашенность и повсеместность, а также странная повсемест ность, которая может как совпадать, так и не совпадать с областью на шего существования. Разбор каждого из этих признаков, с точки зрения помещения себя в каждый из этих феноменов, может научить многому. В сугубо содержательной практике мы себя тратим и потому нуждаемся в феноменах, во встрече с которыми мы могли бы изме ниться и осознать, поместившись внутрь такого изменения, то, что мы есть; то, что мы живы. У любого человека всегда и везде есть выбор - выбор быть чело веком. Он присутствует, но не наличествует в самых тяжелых ситуаци ях. Быть человеком и трудно, и связано с риском, ведь каждый из нас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz