Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 27 значит - превышая и превосходя свою определенность, мы способ­ ны задать себе новую меру и иной масштаб жизни. Личность наша возникает по мере расположения в безмерном и становления у нас своей техники продвижения внутри него, а мера нашей личности и ее состоятельность напрямую соотносятся с возможностью нашего со­ пряжения с беспредельным. В отношении к известному реализуются именно механистиче­ ские способности, тогда как лицо и характер человека - это величины метафизические. Они не даны и не заданы: они завоевываются че­ ловеком благодаря риску и напряжению. Нужно понять, что многие из нас успокаиваются тем, что, дескать, они продолжают ходить на работу, чувствуя голоса долга и совести. Тут значимо как раз то, что, говоря об этом, человек именно успокаивается, тогда как совесть и долг должны вводить нас в напряжение. Совесть и долг могут стать моим достоянием, которое вырабатывается ценой смещения меня по отношению к себе, но не могут быть моей собственностью. Сложившееся и окрепшее в русле христианства понимание че­ ловека как образа и подобия Бога связано, в том числе, с осознанием человеком беспредельности и запредельности инстанции Я по отно­ шению к каждому из нас. Мы беременны нашим Я, но это - вечная беременность. Лучшее из того, что мы можем сделать, - это стать управляющим своего Я. Нашей и только нашей территорией проживания является внутрен­ ний мир, или территория собственного - в себе - присутствия. Признака­ ми этой «территории» будут ее предельная нелокализуемость и сугубо личная окрашенность и повсеместность, а также странная повсемест­ ность, которая может как совпадать, так и не совпадать с областью на­ шего существования. Разбор каждого из этих признаков, с точки зрения помещения себя в каждый из этих феноменов, может научить многому. В сугубо содержательной практике мы себя тратим и потому нуждаемся в феноменах, во встрече с которыми мы могли бы изме­ ниться и осознать, поместившись внутрь такого изменения, то, что мы есть; то, что мы живы. У любого человека всегда и везде есть выбор - выбор быть чело­ веком. Он присутствует, но не наличествует в самых тяжелых ситуаци­ ях. Быть человеком и трудно, и связано с риском, ведь каждый из нас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz