Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

24 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Инородность нашего тела проявляется в том, что каждый из нас учится располагаться в своем теле и приспосабливаться к телам других при взаимоотношении с ними. Интересно, что человек именно приуча­ ется к расположению своего присутствия в наличии - в наличии тела. Мы приспосабливаемся к своим телам, хотя осуществить это раз и на­ всегда невозможно. Мы приучаемся быть в непосредственной близо­ сти от своего тела, стремясь по возможности минимизировать проти­ вопоставление своего присутствия наличию. В периоды наибольшей «пригнанности» себя к своему телу человек практически не ощущает этой разницы. Однако в ситуации дисгармонии инородность нашего присутствия по отношению к наличию становится очевидной. Аффект-это результат такого сжимания и притеснения внутрен­ него мира, к которому мы оказываемся не готовыми. Вот внутренний мир и напоминает нам о себе таким неожиданным образом. Мания связана с погружением человека в стихию одной идеи, в аффекте же человек застревает в одном чувстве. Если эти напасти сваливаются на нас, то такие чувства или мысли подчиняют себе все наше существо. В таких случаях говорят, что человек потерялся. Он потерялся, поместившись в одно чувство или одну идею, и стал не­ проницаемым для себя. Разное потому и разное, что оно стремится выявить себя по от­ дельности. В мании и аффекте разное заявляет о своем существова­ нии и демонстрирует это нам в спонтанной и непредсказуемой фор­ ме. Отдельные части нашего существа начинают жить своей жизнью, без нашего на то ведома. В этом случае мы сродни утопающим: по­ гружаясь в себя, мы тонем для мира, ибо тонем в себе. В мании и аф­ фекте нас «несет» и «заносит» так, что мы не способны аналитически к себе относиться, ибо всем нашим существом управляет только одна мысленная или чувственная установка. Такие люди не могут быть по­ нятыми другими, ибо они не понимают себя. Вместе с тем мы живы настолько, насколько можем отказывать­ ся от себя - прежних. Как уже неоднократно отмечалось, живое, в отличие от мертвого, обладает способностью изменения. Другим отличием живого от мертвого будет отсутствие у живого привилегий: ввиду принятия перманентности своего изменения, жи­ вое обречено быть всегда, пока оно живо, в горизонте риска. Живому, в отличие от мертвого, необходимо действие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz