Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 23 Понятно, что растворение нашего существа внутри типическо го, которое связано с «обретением» общих - ничьих - мыслей, нас подавляет и убивает. Речь идет о необходимости совершения инди видуальных мыслительных усилий, но не о негативном восприятии типологических операций, связанных с подведением какого-либо предмета, явления или действия под некий «тип». Без акта типоло- гизации нам не обойтись, ибо в этом случае производится действие означивания существующего знака, т.е. операция введения нового - дополнительного - знака, который является «произведением» наше го сознания. В этом «знаке знака» мы оказываемся погруженными в сознание и сосредоточенными в нем, но отстранены от жизни. Добавим, что в ситуации незнания себя любая встреча чело века с собой становится неожиданной, а любое его столкновение со своим присутствием почти непереносимым. У человека мало времени, точнее - его нет вовсе, ведь каждый из нас конечен. И потому претендовать на повторяемость когда-то и где-то случившегося - дело бессмысленное. Нас заставляет напрягаться и превы шать свою конечность зазор между актом мысли и телом: моё Я образует ся именно в этом измерении. Моё Я определяется в фиксации изменения себя. Там, где я изменяюсь, и тогда, когда я изменяюсь, там и тогда я есть. Между тем понятно периодическое желание уютно устроиться внутри знакомых и принимаемых нами телесных артикуляций. Внутри телесных форм себя, выдержавших проверку временем, человек как бы устанавли вает свою собственную соматическую территорию, т.е. среду своих теле сных идентификаций, которую он готов считать своей собственностью. Заметим, что установление зазора между мной и моим телом, которое, к примеру, заметно в ситуации рассмотрения нами себя в зер кале и оценкой того, как нам, т.е. нашему Я, нравится или не нравится наши облик и конфигурация тела, допускает возможность локализации события Я. Инстанция Я становится двойником и тенью выполненного и произошедшего - уже случившегося - события. Для того чтобы полно стью не раствориться в призрачности своего двойника и быть способным периодически собираться в своем присутствии, необходимо совершать усилие превышения себя состоявшегося и определившегося. Развитие жизни собственно и возможно только путем превышения уже сложивше гося. Во всех своих формах культура воспроизводит искусственные сред ства, дополняющие и усиливающие возможность таких изменений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz