Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 23 Понятно, что растворение нашего существа внутри типическо­ го, которое связано с «обретением» общих - ничьих - мыслей, нас подавляет и убивает. Речь идет о необходимости совершения инди­ видуальных мыслительных усилий, но не о негативном восприятии типологических операций, связанных с подведением какого-либо предмета, явления или действия под некий «тип». Без акта типоло- гизации нам не обойтись, ибо в этом случае производится действие означивания существующего знака, т.е. операция введения нового - дополнительного - знака, который является «произведением» наше­ го сознания. В этом «знаке знака» мы оказываемся погруженными в сознание и сосредоточенными в нем, но отстранены от жизни. Добавим, что в ситуации незнания себя любая встреча чело­ века с собой становится неожиданной, а любое его столкновение со своим присутствием почти непереносимым. У человека мало времени, точнее - его нет вовсе, ведь каждый из нас конечен. И потому претендовать на повторяемость когда-то и где-то случившегося - дело бессмысленное. Нас заставляет напрягаться и превы­ шать свою конечность зазор между актом мысли и телом: моё Я образует­ ся именно в этом измерении. Моё Я определяется в фиксации изменения себя. Там, где я изменяюсь, и тогда, когда я изменяюсь, там и тогда я есть. Между тем понятно периодическое желание уютно устроиться внутри знакомых и принимаемых нами телесных артикуляций. Внутри телесных форм себя, выдержавших проверку временем, человек как бы устанавли­ вает свою собственную соматическую территорию, т.е. среду своих теле­ сных идентификаций, которую он готов считать своей собственностью. Заметим, что установление зазора между мной и моим телом, которое, к примеру, заметно в ситуации рассмотрения нами себя в зер­ кале и оценкой того, как нам, т.е. нашему Я, нравится или не нравится наши облик и конфигурация тела, допускает возможность локализации события Я. Инстанция Я становится двойником и тенью выполненного и произошедшего - уже случившегося - события. Для того чтобы полно­ стью не раствориться в призрачности своего двойника и быть способным периодически собираться в своем присутствии, необходимо совершать усилие превышения себя состоявшегося и определившегося. Развитие жизни собственно и возможно только путем превышения уже сложивше­ гося. Во всех своих формах культура воспроизводит искусственные сред­ ства, дополняющие и усиливающие возможность таких изменений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz