Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 21 ностью взаимодействия с целостностью формального континуума, так и способностью перехода к совершенно иной области. Да, иногда мы вдруг что-то понимаем, но, помимо понятого, есть еще и пафос, который чрезвычайно важен для нас, но...блокиру­ ет понимание. Пафос - он только наш, тогда мыслью обладать нельзя. Будучи в пафосе, мы рискуем, замыкаясь в сугубо своем, в интимном. Однако и в мысли мы пребываем в горизонте риска, ибо утрачиваем содержательную часть себя, все больше и больше погружаясь в без­ граничное и безличное. Итак, увидеть и понять нечто можно, только выявив некоторую структуру, которая обычно скрыта от взора. Для этого необходимо пе­ рестроить и сконструировать приданное глазу содержание. Элементы структуры «ведут» себя именно как элементы целого, когда они способ­ ны быть оторванными нашим сознанием от жизненных содержаний, устойчивы в такой «оторванности» и самостоятельности, ввиду чего мы можем использовать их в применении и к другим содержаниям. Опыт применения структуры по отношению к разным группам содержаний нашей жизни собственно и выступает в качестве понимания. Вероятно, мы не извлекаем опыта из массы событий именно по­ тому, что не имеем «под рукой» структур, позволяющих скомпоновать содержания происходящего, каким-то иным и новым способом, допол­ нительным по отношению к естественному способу происхождения этих содержаний. Может быть, мы и выработали бы в себе опыт ново­ го - логического - отношения к жизни, однако этому мешает неумение сосредоточиться на сути проблемы. С одной стороны, налицо - влияние различных клише и стереотипов, благодаря которым поддерживается общее социальное поле безличного понимания, которое, по крайней мере, не полностью способно удовлетворить сознание каждого. С дру­ гой стороны, сказывается действие диктатуры публичности, когда каж­ дое индивидуальное мыслительное усилие, если ему предстоит войти и поместиться в безличную ментальность, непременно должно быть подвергнуто отождествлению с общим. Возможно, нам мог бы помочь опыт одиночества, в проеме которого вырабатывается свой синтаксис понимания, но он сегодня - явление крайне редкое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz