Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 219 Итак, объект желания не позволяет нам растворяться в своем желании. С его появлением человек все последовательнее приучает­ ся размышлять о реализации своего желания или отсутствии этого, придавая ему предметную трактовку путем отношения к себе как к субъекту желания. Здесь проявляется потребность человека обладать желанием. Дело даже не в том, что мы действительно обладаем желани­ ем, а в том, что мы хотим им обладать: объект желания центрирует и основывает наш сознательный опыт. В пределах сознания желае­ мое воспринимается нами как наша потенциальная собственность и элемент нашего жизненного владения. Конструируя и направляя от­ дельные психические переживания, такой объект становится проце­ дурным моментом работы нашего сознания. Можно подчеркнуть, что процедура выявления конкретных объ­ ектов желания многое может сказать нам и о человеке, и о потенциаль­ ных путях развития его психики. Однако следует изначально признать, что опыт понимания связи отдельных психических явлений в горизонте сознания, который предварительно задается конкретными объектами желания, будет исключительно феноменологическим. Существует проблема признания или отрицания прямой комму­ никации людей на почве желания. На наш взгляд, следует признать, что если такая коммуникация и возможна, то только опосредован­ ным образом, когда желание одного человека совпадает с желанием другого путем обоюдного «погружения» намерений в общий поток желания. Именно погружаясь в желание, люди начинают чувствовать нечто общее. Дело в том, что в этом случае отождествление себя с отдельным, т.е. со своей субъективностью, затрудняет чувственную коммуникацию и противостоит ей. Вместе с тем речь идет именно о чувстве, но не о сознании, когда человек непременно идентифициру­ ет себя с собой и, преодолевая субъективность, начинает восприни­ мать все происходящее в прямой или вторичной связи с собой, т.е. как нечто, потенциально способное стать его собственностью. Коммуникация желаний отдельных людей подразумевает и тож­ дество и отличие. С одной стороны, погружение отдельных людей в общее русло желания приводит к практике установления общих кол­ лективных тел, в параметрах которых границы каждого «участвующе­ го» конкретного тела оказываются расплывчатыми и утрачивают осо­ знаваемую, было, четкость телесных контуров и признаки их принад

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz