Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 219 Итак, объект желания не позволяет нам растворяться в своем желании. С его появлением человек все последовательнее приучает ся размышлять о реализации своего желания или отсутствии этого, придавая ему предметную трактовку путем отношения к себе как к субъекту желания. Здесь проявляется потребность человека обладать желанием. Дело даже не в том, что мы действительно обладаем желани ем, а в том, что мы хотим им обладать: объект желания центрирует и основывает наш сознательный опыт. В пределах сознания желае мое воспринимается нами как наша потенциальная собственность и элемент нашего жизненного владения. Конструируя и направляя от дельные психические переживания, такой объект становится проце дурным моментом работы нашего сознания. Можно подчеркнуть, что процедура выявления конкретных объ ектов желания многое может сказать нам и о человеке, и о потенциаль ных путях развития его психики. Однако следует изначально признать, что опыт понимания связи отдельных психических явлений в горизонте сознания, который предварительно задается конкретными объектами желания, будет исключительно феноменологическим. Существует проблема признания или отрицания прямой комму никации людей на почве желания. На наш взгляд, следует признать, что если такая коммуникация и возможна, то только опосредован ным образом, когда желание одного человека совпадает с желанием другого путем обоюдного «погружения» намерений в общий поток желания. Именно погружаясь в желание, люди начинают чувствовать нечто общее. Дело в том, что в этом случае отождествление себя с отдельным, т.е. со своей субъективностью, затрудняет чувственную коммуникацию и противостоит ей. Вместе с тем речь идет именно о чувстве, но не о сознании, когда человек непременно идентифициру ет себя с собой и, преодолевая субъективность, начинает восприни мать все происходящее в прямой или вторичной связи с собой, т.е. как нечто, потенциально способное стать его собственностью. Коммуникация желаний отдельных людей подразумевает и тож дество и отличие. С одной стороны, погружение отдельных людей в общее русло желания приводит к практике установления общих кол лективных тел, в параметрах которых границы каждого «участвующе го» конкретного тела оказываются расплывчатыми и утрачивают осо знаваемую, было, четкость телесных контуров и признаки их принад
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz