Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
218 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Любой человек сталкивается с некоей учреждающей мысли тельной границей, отделяющей тайное от всего остального. Если по каким-либо причинам само существование тайного перестает за нимать сознание человека, то измерение тайного разрушается. Все сказанное имеет прямое отношение к сфере желания и стадиям из менения наслаждения. Интенсивность и глубина чувства поддерживаются благодаря введению разнообразных запретов. Чувство продлевается путем на пряжения во взаимодействии желания с запретами, отделяющими возможное от невозможного. Если же желание не встречает на своем пути барьеров, оно угасает. Именно препятствие заставляет человека интенсифицировать все, имеющееся у него силы сознания, которые он направляет на преодоление препятствий. Как раз в преодолении границ рождается энергия личностного бытия человека и крепнут его побудительные силы. Сопротивляясь процессу утраты нами себя в желании, сознание фиксирует некий объект желания и даже способно наделять его са кральными полномочиями. Возможно, присутствие в сознании такого объекта является компенсирующим фактором, благодаря которому, будучи в ситуации временной амнезии, мы все-таки стремимся при дать ситуации страсти свой контроль. Устанавливая правила обладания объектом желания, мы начинаем частично контролировать место и время выявления своей субъективно сти. В обладании наши чувства подвержены сильной коррекции. Выяв ление объекта желания позволяет нам в какой-то мере формализовать и выстроить свои отношения со стихией, с которой - без объекта желания - совладать невозможно. Именно благодаря такому объекту полного рас творения в потоке желания не происходит. Таким образом, присутствие в сознании объектов желания позволяет выстраивать нам определенные отношения с безмерным, делая их отчасти предсказуемыми. Появление объекта желания в качестве посредника взаимоотно шений человека с безмерным позволяет сориентировать сознание чело века на его собственную определенность. Этим учреждается некоторая мера во взаимоотношении человека с желанием: теперь уже оно тракту ется как «наше», «его» или «ее» желание. Становление объектов жела ния в горизонте жизненных представлений человека становится шагом на пути частичной рационализации неистовства и усмирения аффекта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz