Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

216 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ мышление о феномене желания, т.е. в текстах о внутренней молнии страсти, пронизывающей наше существо, и охватывающем нас огне неистовства. Заметим, что совместное удержание охваченности нас желанием вместе с реф­ лексией этого и становлением нашей субъ­ ективности осуществляется в наслаждении. Наслаждаясь, человек осознанно помнит то, что происходило с ним внутри желания, и реконструирует ход произошедшего как раз на своих собственных основаниях. По­ степенно он приучается выстраивать разумную артикуляцию телесных и психических сочленений своего существа, сформированного внутри неистовства. Выработанная модель понимания случившегося становит­ ся основанием воспроизводства желания, которое и реализуется по­ средством обращения к феномену наслаждения. Наслаждение, длящее желание и продлевающее нашу - с же­ ланием - совмещенность, становится синтезом рациональной карти­ ны нашего мира и неистовства. Наслаждение можно уподобить карте желаний. И тогда целостность наших жизненных действий обеспечи­ вается не только рациональными средствами, но и картографией за­ помнившихся увлечений и полученных наслаждений. Возможно, мы испытываем восторг перед порывом желания и способны довериться ему именно потому, что понимаем возможность обретения нами новой своей целостности, выстроенной не только ра­ циональным образом, но и на основании внерациональной экстерри­ ториальности. Такая среда обитания воспринимается нами в качестве именно «нашей», т.е. как исключительно «своя» и ничья больше. В охваченности желанием человек компенсирует недостаток во внутренней целостности себя, которую, в силу ряда причин, ему не мо­ жет обеспечить аналитико-синтетическая деятельность сознания. Но даже если такая рефлексивная целостность нашего внутреннего мира и является реальной, то она понятна не только нам, но и любому че­ ловеку, который посвящен в «правила» совершения рефлексии, тогда как целостность, основываемая на обращении к наслаждению, сугубо интимна. Здесь нами обретается сугубо индивидуальная территория.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz