Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 215 жизни мы обретаем способность совершения трансцендендирования и рефлексии. Радикально и нигилистично ведет себя тот, кто не дорожит реф­ лексивной практикой сознания, а потому может отождествлять себя с эксцессом и вверяет себя ему. Внутри такой практики стремление че­ ловека понять и выстроить себя подменяется стремлением исчезнуть и отказаться от себя. Также и намерение упрочить свое положение путем обращения к анализу, расчету и калькуляции сменяется наме­ рением во что бы то ни стало идентифицироваться с превышающей нас силой. Отдаваясь желанию, человек фактически совершает выбор в пользу нигилизма и радикализма, и чем больше он «входит» внутрь желания, тем более крайними и решительными становятся его дей­ ствия по отказу от всего существующего, опирающегося на предыду­ щее. Симптоматично, что в обыденном восприятии традиционных обществ намерение отдаться и уступить себя желанию восприни­ малось в качестве чего-то пассивного и ассоциировалось с женским поведением. Собственно такое поведение и уравнивалось с чем-то «бабьим» в альтернативу постулируемой мужской активности. Будучи спроецированными на понимание поведения нации концепты, связанные с намерением отдаваться желанию или про­ тивостоять ему, становились своеобразными способами объяснения национального поведения. Вероятно, рассуждения о «вечно бабьем в русской душе» или о «женственности» русского национального со­ знания, поддерживаемые на всем протяжении осмысления истории русского национального сознания от Соловьева через Блока и Бер­ дяева вплоть до Мамардашвили и современных авторов, стоит рас­ сматривать в этой связи. Полное отождествление себя с эксцессом и вверение желанию, помимо прочего, свидетельствуют о конкретном выборе человека, который он принимает для себя в качестве данности, что неизбеж­ но заставляет его отказаться от всего достигнутого им ранее. Наряду со всем прочим, в радикальном отказе от «налаженной» и сложив­ шейся жизни выявляется бескорыстность. Вверение себя желанию фактически оказывается ничем иным, как гибелью, принимаемой бескорыстно. Вероятно, удержание рефлексивного отношения к сво­ ей жизни, совмещенное с желанием и эксцессом, может обретаться нами посредством практики построения текстов, удерживающих раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz