Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

214 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ми, он упирается в себя. Упирается в свою конечность и стремится ее преодолевать. Основанием нашего бытия является некий «зазор» между конечностью, присущей нашему существованию, и реализую­ щимся ее превышением. Мы можем понимать свое существование, именно исходя из этой «избыточности» себя по отношению к нему, которая создает перспективу и план его понимания. Человеку «тесно» внутри исключительно существующего, и он стремится выделить себя из него. Но тогда определенность и обуслов­ ленность сущего сосредоточиваются в учреждении нормы и запрета нарушения ее границ, а наша онтология связывается с необходимо­ стью изменения границ нарушения запрета. Поскольку отличие человека от остального сущего связано с по­ требностью реализации себя в чрезмерности и запредельности, це­ лесообразно связать эту мысль с темой желания и страсти. Наша телесность живет благодаря действиям, направленным на ее изменение и «дополнение», независимо оттого, какую бы фор­ му «укрупнения» или «уменьшения» наша конечность ни принима­ ла. Эротико-сексуальная деятельность становится «удобной» формой практического преобразования человеком своей конечности. В струк­ турном отношении эротическая активность выстраивается на основе постоянного взаимодействия нормы и запрета, когда их комбинации становятся основаниями реально совершающегося взаимодействия нашей конечности с тем, что ее превосходит. Содержательное понимание «нормального» и «запретного», разумеется, исторически изменчиво, тогда как проблема установле­ ния «меры» связана с ситуацией придания конкретных границ тому, что безгранично по сути, но ограничивается нами ввиду нашей ко­ нечности. Акт выявления меры, как и осмысление нужды в этом дей­ ствии, показателен тем, что человек - посредством этого - изменяет статус существующего. Наша субъективность стремится экстатировать себя вовне и до­ бивается этого путем встраивания в поток желания и попаданиея в страсть. Однако, позволяя нам собраться внутри себя, экстаз не дает нам собрать себя на своих собственных основаниях. Для превраще­ ния в субъектность субъективность нуждается в рефлексии, что и осу­ ществляется приобретаемой, а точнее - выстраиваемой нами лично­ стью. Личности только и подвластны трансцендентальные смещения: в ходе преобразования субъективности в личностные качества нашей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz