Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 211 ражения желания как предлагаемые ему образцы речи. Он и рассма­ тривает их в качестве «образцов» для себя. Продолжая размышлять о языке желания, особо выделим воз­ можность допущения в нем ненормативной лексики, табуированной в публичном языковом пространстве. Такими - заранее дискредити­ рованными в границах социума - языковыми конструкциями озна­ чается интимное пространство, т.е. среда развития субъективности человека и ее внутренняя сакрализация. Однако по мере усмирения огня желания и ограничения страсти путем ее рационализации и рас­ крытия ее границ для публичного языкового отношения повышенная экспрессия уступает место ровному голосу, а ненормативная лексика вытесняется лексикой субкультуры влюбленных. Нарочитость и специально усиливаемая непубличность языка, с помощью которых человек стремится зафиксировать свое пребы­ вание в эпицентре аффекта, довольно показательны, ибо такой язык фиксирует острейшие психические переживания человека. В данном контексте стоит привлечь внимание к грубости и не- потребности языка взрослеющих, но еще не повзрослевших детей, что во многом объясняется неумением подростка рационализировать значимые для него психические состояния. Такая «неразумность» в отношении определяющих переживаний может со временем изме­ ниться и выразить себя в нормативном словоупотреблении. Заявляя о себе и своем присутствии, субъективность взрослеющего человека требует своего языкового воплощения, помимо криков и ненорма­ тивной лексики. Однако сказывается неумение подростка конвер­ тировать переживания своей страсти и неистовства в социально до­ пустимую лексику. Возможно, такой непотребный язык подростков отчасти извиняет их намерение сохранить как столь значимый для их души опыт постижения страсти, так и связанное с этим нежела­ ние пожертвовать им. Можно сказать об этом и по-иному: дети не ругаются. Взрослеющие дети пытаются войти в коммуникации и ак­ центируют внимание собеседников на главном, т.е. на том, что их за­ хватило и увлекло. Они стремятся выразить в языке первичный опыт постижения ими своей субъективности и яркий эмоциональный фон, сопровождающий это событие. Вместе с тем стоит признать, что без обращения к нормативному языку и его расположения в центре сво­ ей жизнедеятельности человек пережить свою субъективность без ущерба для своей психики принципиально не может.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz